Индуизм - самая большая национальная религия в мире. Сегодня индуизм является доминирующей религией в Индии (более 80 процентов населения) и в Непале ( около 80 процентов населения) . Кроме того, индуисты есть во всех странах, где живут индусы. Наиболее крупные общины индуистов в 1996 году были в странах Азии: в Бангладеш (15 млн.) , Индонезии (4 млн. ) Шри-Ланка (2,5 млн.) , Пакистане (1,3 млн.) , Малайзии (1,1 млн.) . Наиболее крупная община индуистов Африки была в ЮАР (700 тыс.) , наиболее крупная община индуистов Америки - в США (575 тыс.) , наиболее крупная община индуистов Европы - в Великобритании (500 тыс. последователей) .
Индуистские служители культа (их называют “брахманами”) говорят, что “индуистом нельзя стать - им надо родиться”. Имеется в виду, что сторонниками индуизма могут быть только индусы по национальности. Однако несмотря на утверждения служителей культа, что неиндусы не могут быть индуистами, в США, Канаде и Великобритании среди индуистов можно встретить и лиц другой национальности.
Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв. н. э. Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в до н. э. - V.в. н. э.) . В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия (XVI в. до н. э. - VII в до н. э.) . Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и покровителю служителей культа. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается Брахма. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма.
Такой переворот в религиозных воззрениях отражал переворот в реальной жизни. В Индии существовали и существуют касты (другое название: варны) . Касты (варны) - это группы людей, принадлежность к которым определяется рождением. В прошлом принадлежность к той или другой касте определяла, каким видом деятельности должны заниматься люди (сейчас власти борются с этим обычаем, но не всегда успешно) . Привилегированной кастой были брахманы. Только они одни могли быть служителями культа. Их покровителем считался и считается бог Брахма. Именно поэтому слово “брахман” (в переводе с древнеиндийского языка, называемого санскритом, - “отражение воли Брахмы”) обозначало одновременно и человека из данной касты, и служителя культа.
Если в индуизме и можно обнаружить какие-то отличия в вероучении, то, скорее, не между конфессиями, а между различными храмами одной и той же конфессии. Индуизм не имеет ни церковных соборов, которые принимали бы какие-то руководящие решения, в том числе и по вопросам вероучения, ни централизованной руководящей религиозной прессы. Конечно, брахманы всех храмов, в конечном счёте, опираются на одну и ту же священную литературу. И это обеспечивает единство в главном. Однако священные книги нуждались в прошлом и нуждаются сейчас в их толковании. И в чем-то толкование было и остается различным. А это значит, что положения вероучения в толковании брахманов разных храмов в чём-то несущественном могут отличаться друг от друга.
В вероучении индуизма можно выделить основные положения:
1) о священных книгах ;
2) о сверхъестественных существах ;
3) о душе ;
4) о загробной жизни.
Индуисты верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов.