Nataly
Оракул
(59374)
15 лет назад
Долгое время интриговало выражение: "И жид за компанию повесился". Неужели этот славный жид проявил такой коллективизм и самоотречение, и не чета прочим жидам?
Разгадка пришла совершенно неожиданно от потомка запорожских казаков М. В. Кузьменко. И дело стало совсемпрозаичный, обретя реальные черты прошлого.
У турецких янычар, этих головорезов султанской армии, была святыня - большой медный котел для приготовления пищи. Каждый, без достаточного почтения отнесшийся к котлу или вареву, приготовленному в нем, в любой момент мог лишиться головы.. .
Запорожские казаки, в пику янычарам, сделали себе для приготовления пищи из чистого золота огромный котел и назвали его "компания". Поваром при этой компании был тот самый жид. Во время одного из налетов на Запорожскую Сечь враги похитили золотой котел, и тогда жид повесился за компанию. Как видим, жив курилка!
рудраг
Мыслитель
(9915)
15 лет назад
Всё тот же антисемитизм. Этой поговоркой, чтобы унизить евреев, хотели сказать, что евреи не имеют своего мнения. беспринципные и т. д. Другие трактуют это как преданность евреев дружбе и товариществу, мол за дружбу можно и в петлю. Каждый понимает по мере испоченности.
Koksharova Larisa
Мудрец
(13862)
15 лет назад
Чаще говорят: "За компанию и жид удавился". Но это вовсе не принципиально!
Наталья дала толкование прямо-таки сказочное! Нет, я не говорю, что оно ошибочное! :)
Мне же кажется, я даже почти уверена, что все гораздо более прозаично:
пренебрежительное и презрительное "жид" употребляют в отношении евреев, славящихся в народе своим умением считать деньги, экономить, из всего извлекать собственную выгоду, любить и ценить себя.
Так вот: речь идет о том, что в компании любого - и даже жида - можно развести на все, что угодно. Точнее, если человек попадает в компанию (читай, стадо) , мнение и действия большинства оказывают на него первостепенное влияние, даже если идут вразрез с собственным! Стадный инстинкт - мало, кто хочет выглядеть белой вороной! :)))
И тут вовсе не в евреях и попытках их высмеять дело!
Источник: лингвист
Лариса Якушева
Ученик
(207)
8 лет назад
У большинства народов, и славянских, и неславянских, "жид" - это обычное определение человека еврейской национальности. Происходящее от самоназвания - "иудей". По-немецки - Jude, по- итальянски - giudeo, чехи, поляки, украинцы (вспомните Бульбу Гоголя!!!). И только почему-то у русских - это обидное слово. Причем, как мне кажется, в основном у тех, которые в каждом косом взгляде на еврея видят антисемитизм.
виталий михайлович зарва
Ученик
(178)
7 лет назад
О месте евреев при козаках запорожских четко и ясно написал нам великий Николай Васильевич Гоголь в повести Тарас Бульба. А " кумпань" это кружка которой шинкарь (он же еврей, он же жид, других не было) отмерял горилку козакам. И не дай Бог потерять ее, тут ему, шинкарю, хоть вешайся. А бумагу-разрешениние всегда можно было купить у поляков.
naftalin
Ученик
(189)
2 года назад
А я давно слышал другую историю (пока в сетях подтверждения не нашёл). Жили-были три еврея (в веке 18 - 19-м - три жида). У них был какой-то общий бизнес. Хранителем Кумпани (то ли сундучка, то ли сосуда для хранения всех денег общины) был один из них. Он то ли позаимствовал оттуда деньги на личные нужды, да не смог вернуть, то ли вовсе потерял кумпань, или её украли. Это и стало причиной того, что он повесился.