ГАЛИНА
Высший разум
(2409355)
3 года назад
Стихотворение написано в 1830 -1833, предположительно вскоре после посещения Пушкиным безумного поэта Константина Батюшкова.
Однако в стихотворении говорится не столько о клиническом сумасшествии, сколько о том, какое было приписано власть имущими философу Чаадаеву за вольнодумные мысли.
В годы николаевской реакции "сойти с ума" значило совершить вызывающий поступок, посметь ослушаться царской воле. Пушкин тоже мог быть причислен
к безумцам, ведь он прямо заявил Николаю I, что был бы с декабристами на Сенатской площади, не побоялся в оде "Вольность" бросить резкие слова:
Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
...Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.
Тема-трагическое мироощущение поэта
Стихотворение построено как монолог, горячий и страстный, полный силы и… бессилия. Страшная, холодная мощь сильных мира сего противопоставлена
жажде свободы поэта, ужасно мертвящее дыхание грубой силы. Ничего нет страшнее безумия, даже нищета и странничество лучше:" Нет, легче посох и
сума", даже лишения: "Нет, легче труд и глад".
Композиция
Текст можно с определенной долей условности разделить на три части,
ибо в каждой части звучит своя "тема".
Сначала как будто мольба и взывание к Богу о том, чтобы сия чаша миновала лирического героя.
Во второй части поэт рассматривает возможные плюсы от ситуации умопомрачения. Грёзы, счастье беспамятства и отрыв от суровой реальности, как бы все было прекрасно и свободно для души человека.
Но тут же идет беспощадный жестокий анализ сути сумасшествия. А это в первую очередь недееспособность, издевательства и насмешки, ограничение свободы. Таков жизнь душевнобольных.
Заканчивается же стихотворение контрастным противопоставлением воли и неволи: яркий голос соловья – брани ночных смотрителей, глухой шум дубрав – визгу и звону оков. Этот контраст великолепно завершает стихотворение, обобщая идею и логично приводя к некому выводу, скрытому от нас.
Стихотворение написано в художественной форме, насыщенный эпитетами, преувеличениями и анафорами. (Тропы)
сравнения-"как вихорь", "как чума","как зверька" ;
метафора- "в чаду грёз" ;
метонимия: Не дай мне Бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
инверсии: "и силен, волен был бы я", "а ночью слушать буду я"
Анафора: Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Повторение отрицания "не", "нет" в первой строфе:
Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад…
и в последней:
А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров- звучит как отрицание возможной судьбы, как заклинание,
как просьба к людям, к Богу избавить от самого страшного – лишения ясного ума, рассудка, права распоряжаться собой.
Последняя строфа построена на антитезе. Человек, оказавшийся за решёткой, должен испить горе до дна, ему отказано в простых человеческих радостях – возможности наслаждаться звуками природы, так умягчающими тревожную душу,
он вынужден слышать крик и визг своих безумных товарищей. Однородные члены предложения словно усиливают нарастание ужаса от рисуемой поэтом картины. Пиком градации является сочетание "звон оков",ведь Пушкин думает о судьбе декабристов, заключённых в казематы, сосланных на каторгу.
Не случайно упоминаются цепь, решётки, звон оков- они служат метафорой несвободы.
И на самом деле воли лишены не сумасшедшие, а, напротив, люди ясного ума, высокой чести и совести.
Поэт поднимается до обобщения, смыслом которого является протест против произвола, гонений, обрушившихся волей самодержцев на всех тех, кто боролся
за свободу.
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге