Пословицы о животных
Напишите 5 пословиц, в которых упоминаются животные. Как вы думаете, по какому принципу то или иное животное становится «участником» пословицы?
Если всю русскую фразеологию разделить по тематическим группам, то образов, заимствованных в ней из животного мира, окажется, наверно, больше всего. Это ещё одно свидетельство, что фразеология – историческое зеркало жизни общества.
Люди тысячелетиями находились в нерасторжимой связии с животным царством. Человек смотрел вокруг себя и видел в окружающих предметах хорошо знакомых четвероногих. Так, среди ягод он находил волчьи ягоды, заячью капусту, львиный зев, мышиный хвост и ежевику.
Немало пословиц о животных создал народ!
Выносливость осла давным-давно вошла в поговорку. (Из большого осла не выйдет слона. Велик осел, да воду возит; мал сокол, да на руках носят. ) Глупцов люди издавна величают баранами: уставился, как баран на новые ворота.
Многие английские пословицы схожи с русскими, в них действуют те же животные, они олицетворяют те же качества, например, лающие собаки редко кусают (англ.) -не бойся собаки брехливой, а бойся собаки молчаливой; быстро ловят ту мышь, у которой одна норка (англ.) -худа та мышь, которая одну лазейку знает. Некоторые совпадают частично, сохранился смысл пословицы, но животные в пословицах разные. Этот выбор животных зависел от наличия на Руси этих животных.
Леопард не может изменить своих пятен (англ. ) - Как волка ни корми, он все в лес смотрит ( рус.) ;
Ястреб не выклюет глаза ястребам (англ. ) - ворон ворону глаз не выколет (рус.) . А ещё есть фразеологизмы, смысл которых передают разные животные. Например: Свиньи летали бы, если бы у них были крылья (англ. ) – Бывает, что и курица петухом поёт (рус. )
Ошпаренная кошка холодной воды боится (англ. ) – Кого медведь драл, тот и пня боится (рус.). Наступит на червя, и он повернётся (англ. ) – Всякому терпению бывает конец (рус.). На мёд собирается больше мух, чем на уксус (англ. ) – Доброе слово и кошке приятно (рус.) .
И еще:
Выше солнца сокол не летает.
Ночью все кошки серы.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Всяк кулик на своем болоте велик.
Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит.
Яйца курицу не учат.
Не делай из мухи слона.
На общности человеческих наблюдений над характером и повадками животных и основано сходство многих устойчивых сравнений в самых разных языках. Разумеется, необходимым условием такого сходства должно быть общность животного мира и популярность того или иного зверя у народа. Именно характер –норов- стал причиной таких вот пословиц: у бодливого барана всегда лоб в крови, дружный табун и волков не боится, брюзжит, как осенняя муха. Человек выделял в животном не только плохие качества, в нём подчеркивались вполне человеческие характеры. Животные, как мы видим, тоже имеют чувства. На чужбине и собака тоскует. Ласковое теля две матки сосёт, а угрюмое ни одной. Смирную собаку и кочет клюёт. Посади свинью за стол, она и ноги на стол. Люди считали, что животные могут копить жизненный опыт: Старого воробья на мякине не проведёшь, старую лису не травят молодыми собаками, у старого козла крепче рога, старый конь борозды не портит, старого дятла в гнезде не поймаешь. Как и люди животные в пословицах любят свободу. И медведь в неволе пляшет, не от радости и пташка в клетке поёт, у коня овса без выгребу, а он рвётся на волю. Соотношение родители – дети характерно и для животных: от овцы волк не родится, на кукушкиных яйцах цыплят не выведешь, от худой курицы худые яйца.
Часто нелюбовь к боярам крестьяне тоже выражали в пословицах, например: мужик глуп как свинья, а хитёр как чёрт; волк с волком не травится, поп с попом не судится; ешь, медведь, попа и барина, обое не надобны; клопы – не попы, тело едят, а душе не вредят.
Гусь синье не товарищ.
работа - не волк, в лес не убежит
сколько волка ни корми, а он все равно в лес смотрит
Всякая сорока от своего языка погибает.
Не все коту масленница
В глазах - как лисица, а за глазами - волк.
Видать волка и в овечьей шкуре.
Овес за лошадью не ходит
*****
К примеру так:
Стоит какому-нибудь представителю рода человеческого предаться одному из пороков, например пьянству, как человеческое общество тут же с осуждением возвращает ему звание животного. От такого превращения предостерегает надпись на роге для вина, которую приводит Расул Гамзатов: –
Произойти от обезьяны
Был человеку путь не мал,
В обратный путь пустился пьяный
За час опять животным стал.
Причём самые обидные характеристики люди выбирают из числа названий домашних животных, покорно и преданно служащих человеку тысячелетия. Наверное, самые существенные недостатки лучше всего познаются тогда, когда с живым с существом – безразлично животным или человеком – живёшь и трудишься бок о бок. Вот и стали слова скот и скотина ругательствами. И все за то, что бессловесные твари безропотно, покорно и добросовестно трудятся – как лошади, как волы, как звери. Выносливость осла давным-давно вошла в поговорку. (Из большого осла не выйдет слона. Велик осел, да воду возит; мал сокол, да на руках носят. ) Глупцов люди издавна величают баранами.
Когда человеку нужно уподобить своего ближнего животному, он охотно делает его бессловесным. И тогда люди начинают: брехать, гавкать, тявкать, мычать, хрюкать, чирикать, реветь или щебетать. Характерна, что в русском языке для слова лаяться сохранилось лишь «человеческое значение» . «На что мне жена? - говорил Федя из тургеневского рассказа Хорь и Калиныч, - лаяться с ней, что ли?» . Почти исчезли « животные значения в таких словах, как брехать и тараторить, - видимо люди делают это гораздо чаще. Так человек лишает бессловесных тварей и тех нечленораздельных звуков, которыми наделила их природа. А потом ещё и жалуется, как англичане в своей пословице: Ну и ну! Я кормлю собаку, а лаять приходится мне самому.
Аз, буки и веди страшат как медведи.
Бабий ум - бабье коромысло: и криво, и зарубисто, и на оба конца.
Бабья вранья и на свинье не объедешь.
Баран да овца — начинай с конца.
Барашка убить - не душу сгубить.
Батюшка-Питер бока наши повытер, братцы-заводы унесли наши годы, а матушка-канава и совсем доконала.
Без спотычки и конь не пробежит.
Без хвоста и пичужка не красива (не красна).
Без хлебного корму лошадь на кнуте едет.
Бей: не нашего стада скотина.
Береженого бог бережет, а не береженого конвой стережет.
Бери быка за рога.
Бешаница (рыба верховодка) показывается к падежу на скот.
Благословите под злат венец стать, закон принять, чуден крест целовать!
Благословясь, не грех (т. е. дело, на которое могу посягнуть с молитвою, не грешное).
Блажен человек, иже и скоты милует.
Близок локоть, да не укусишь.
Бог даст, и в окошко подаст (т. е. далеко не ищи).
Бог не выдаст, свинья не съест.
Бог не даст (или: не выдаст), свинья не съест.
Бог попущает, и свинья гуся съедает.
Бог создал три зла — бабу, водку и козла.
Богат Ермошка — есть собака да кошка.
Богат Тимошка, и кила с лукошко.
Богатый - что бык рогатый: в тесные ворота не влезет.
Бодливой корове бог рогов не дает.
Бок аль жох (род жеребья, в бабках).
Большая лошадь хозяину не ко двору: травы недостанет.
Бояться волков - быть без грибов.
Будет путь - да долго ждать; а к осени беречь - волк бы не съел.
Будь гладка, как яичко (приговаривают на пасху, поглаживая лошадь яйцом).
Бык да козел – был, да пошел.
Быком ревет. Промычал что-то.
Был бы бык, а мясо будет.
Был конь, да уездился.
Была бы свинка, будет и щетинка.
Была бы собака, а палку найдем .
Была жена, да корова сожрала; да кабы не стог сена, самого бы съела.
Была под венцом – и дело с концом.
Была под венцом, и дело с концом.
Была у свинки золотая щетинка, да в грязи завалялась, отняли (поверье).
Была у собаки хата, дождь пошел — она сгорела.
Были и бояре волком выли.
Были, были — и бояре волком выли.
Было бы начало, будет и конец.
Было бы толоконце, а толоконнички будут.
В дымное окно коров скликать - сами будут домой ходить.
В медведе думы много, да вон нейдет.
В огород летал, конопельку клевал; швырнула бабушка камешком, да мимо.
В праздник огня из дому не давай, скотина будет дохнуть.
В сухой год зайцев больше, в сырой - мышей.
В счастье - не в бабки: свинчаткой кону не выбьешь.
В худого коня корм тратить, что в худую кадушку воду лить.
В чужих руках ноготок с локоток.
В чужой загороде скота не наплодишь.
В чужой огород не пустят козла полоть.
Вали на серого, серый все снесет (на волка: напр., пропажу скотины).
Васька - козел; Машка - коза; свинья - Аксютка.
Вернемся к нашим баранам.
Вкус не указчик: кто любит арбуз, а кто — свиной хрящик.
Во время падежа опахивают деревню, разводят новый (живой, древесный) огонь, перегоняют скот через ров и огонь, убивают в стаде коровью смерть (ничью скотину) и пр.
Вол налогом берет (тянет), конь урывом.
Вола гущей (бардой) откормишь, коня гущей раздуешь (распучишь).
Волк в овечьей шкуре.
Волк дорогу перебежит - к счастью.
Волк режет скотину, медведь дерет.
Волк серый. Заяц куцый, косой.
Волк сыро мясо едал, да высоко прядал.
Волка бояться - и от белки бежать.
Волка бояться, так и в лес не ходить.
Волка ноги кормят.
Волков бояться — в лес не ходить.
Волку зима за обычай.
Волчья снедь, воронье мясо, травяной мешок (брань на лошадь).
Вольная (чужая) скотина - не животина.
Вот где собака зарыта.
Все ли бояра по коням (готовы ли к выезду) 7
Все хорошо, что хорошо кончается.
Встарь, бывало, собака с волком живала.
Вся беда на кону (т. е. на череде, ждет решения).
Вся беда на кону. Голова в ставку идет.
Всякая вещь о двух концах.
Всякая лиса свой хвост хвалит (бережет).
Вылезай, кот, из печурки: надо онучи сушить.
Где закон — там и обида.
Где лисой, где волком.
Где пичужка ни летала, а в нашу
Ласковое слово и кошке приятно