VN
Мастер
(1388)
15 лет назад
Для большинства россиян Тютчев остается поэтом одного стихотворения. Это поэт, который прекрасно (правдиво, хорошо, полно, точно) описал грозу. Но если среднестатистическому выпускнику средней школы в “Весенней грозе” все понятно (благо строфу с Гебой и громокипящим кубком в учебниках традиционно опускают, дабы не морочить детям голову) , то филологу в этом стихотворении ясно далеко не все. Анализ “описание грозы”, показывает, что картина этого природного явления в первых строфах стихотворения Тютчева на самом деле рассыпается.
Вместо угрожающего (вспомним этимологию слова “гроза”) грома и надвигающихся мрачных туч в художественном мире Тютчева — ликование всех природных сил, очевидным образом отражающее весеннюю разноголосицу чувств, “которой охвачены и человек, и мир от земли до неба”.
Тютчевская весенняя гроза, таким образом, не столько явление природы, сколько имя весенней смятенности. Такие грозы, впоследствии будут у Пастернака.
Последняя же строфа о ветреной Гебе выводит состояние, которым охвачены видимый мир и человек, за пределы физического пространства и времени в мифологические время и пространство, так что весеннее пиршество природы и человека оказывается лишь органической частью пиршества космического. Кроме того здесь можно рассматреть взаимодействие “реалистических” строф и “мифопоэтической” строфы в “Весеней грозе” как диалог двух поэтических языков и двух точек зрения, принципиально уравненных и примиренных в пределах одного текста.
Строки стихотворения “Весенняя гроза”, его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием весенней грозы, стали ее выражением. Оно давно стало наиболее емким и поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России. Стихотворение “Весенняя гроза” по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии.
Наталья
Мудрец
(14320)
15 лет назад
Федор Иванович в своих стихах предоставил наиболее емкие и поэтически точные картины родной природы. Так, в “Весенней грозе” он наиболее точно показал грозу над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Свежесть весны подчеркивает эпитет «раскаты молодые» . Автор старается передать порывистость, быстроту всего происходящего с помощью глаголов «брызнул» , «летит» . И вот читателя захватывает стремительность дождя. Его капли автор сравнивает с «перлами» , то есть уподобляет их жемчужинам. Эта метафора ярко передает очарование лирического героя весенним дождем.
Весна у Тютчева – символ обновления жизни и души человеческой. Его «Весенняя гроза» – это лирическое повествование об обновлении природы под воздействием стихийного природного явления впечатляющей силы – грозы. Картина грозы у Тютчева представлена не только словесными образами. Она полна движения (поток бежит, пыль летит) , насыщена яркими красками (небо голубое, солнце нити золотит) , звуками (гром, резвяся и играя, грохочет, гремят раскаты, не молкнет птичий гам, шум нагорный – всё вторит весело громам) .
Стихотворение, как это часто бывает у поэта, начинается с объяснения в любви: "Люблю грозу... " Далее рождается звук, который заполняет всё пространство «Весенней грозы» , – звук грохочущего грома. Эта весёлая гроза разражается в "светлом мире". Радостное, мажорное настроение стихотворения объясняется не только тем, что весенняя гроза – шутка Гебы, которая, смеясь, пролила на землю "громокипящий кубок", но и тем, что она обновляет природу и душу человека.
Четвёртая строфа стихотворения иллюстрирует идею "единства и одушевлённости природы с мифологической персонификацией":
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла.. .
Обсуждая с невидимым собеседником грозу, поэт словно утверждается в божественности происходящего. Тютчеву свойственно обожествлять окружающий мир и тесно связывать явления природы с чувствами и мыслями человека. Ему, человеку, дороги гром, дождь, они стали предметом его размышлений, обобщений, сопоставления, другими словами – творчества.
Мифологические образы, появившиеся в последней строфе, не только блестяще завершают сюжет о ливне, грозе, но и придают ему эпический размах. Четвёртая строфа "выступает не в качестве необходимой сюжетной развязки, а как мифологическая иллюстрация целого.. . По своему образному ряду она из прошлого, по своему поэтическому качеству она великолепна, украшенная эпическим эпитетом «громокипящий кубок» ".
Новое в стихотворении – "непосредственность присутствия земных собеседников, откликнувшихся на божественный глас: один – любовью, другой – пониманием".
Первый вариант «Весенней грозы» был опубликован в 1829 году и содержал всего три строфы. Не было второй строфы варианта, ставшего хрестоматийным. 25 лет спустя в «Современнике» «Весенняя гроза» была напечатана полностью, дополнена картиной дождя.
Вторая строфа не только сделала изображение грозы более ярким, зримым, но и передала стремительность происходящего – "усилились зрительные впечатления. Дождь связал небо и землю. Пространство распахнулось по вертикали и стало зримым, вещественным. Движение сверху вниз стало отчётливее".
«Весенняя гроза» Тютчева показывает, что человек в его поэзии явился не наблюдать за природой, а переживать вместе с ней, соучаствовать в её жизни. Подобные стихи "обнаруживают.. . необычайную силу мятежной страсти и тягу к роковому, трагическому, к хаотическим стихиям природы и души".