Все знают понятие 'стиль a-la russ', но не все, однако, знают, что изобрели его не на Западе. Правда, изобретательница была не вполне русская.
Екатерина II, сбросив с престола своего наивного мужа, прилагала все усилия, чтобы её полюбили русские и забыли о незаконности переворота 28 июня 1762 года.
У Екатерины был и зимний вариант "русского костюма".
Придуманный ею "русский костюм", был одним из таких популистских жестов. Кроме того, царицу раздражала пышная вычурная мода, приходившая из Версаля и служившая разорению её подданных.
В 1770-х гг. Екатерина сама начала носить "русское" платье, а потом за ней стали повторять её придворные дамы.
А когда её невестка, Мария Фёдоровна, привезла из Версаля новомодные туалеты, Екатерина запретила ей всё это носить.. .
В 1780 году Екатерина вышла в "русском костюме" к австрийцу Иосифу II, кроме того, царица рассказала о своём костюме своему другу - философу Ф. -М. Гримму и спрашивала: "А не носят ли теперь в Версале платье "по царице"?". Тщеславная цербстская принцесса рассчитывала на то, что её костюм войдёт в европейскую моду и "забьёт" стиль Марии-Антуанетты. Однако этого не случилось. Русский костюм Екатерины был эклектичен - он включал в себя элементы русского, венгерского, польского костюмов и современного Екатерине европейского платья.
После вступления на престол Павла I русский костюм был забыт - сын запрещал и устранял всё то, что могло бы напоминтать о нелюбимой матери.
После победы над Наполеоном в дамскую моду ненадолго вошёл патриотический псевдо-сарафан - это неплохо сочеталось с модой "ампир"...
Уже в середине XIX века платье бабушки-Екатерины подверглось сатире и было названо "офранцуженным сарафаном".
Свой "ренессанс" русский костюм пережил в эпоху Николая I . Принцип "Православие, Самодержавие, Народность", сформулированный графом Сергеем Уваровым, стал символом целой эпохи.
Псевдо-русский костюм николаевской эпохи был ещё меньше похож на народный, нежели тот, который изобрела Екатерина. Его основу составляло модное европейское платье 1830 гг. - с декольте, открывавшем широкие плечи, корсетом и рукавами-"жиго".
Николай I указом от 27 февраля 1834 г. устанавливает специальную форму русского придворного костюма. В Москве и Петербурге открываются золотошвейные мастерские, где расшиваются парадные дворцовые туалеты, стоимость которых превышала 20-25 тыс. золотых рублей.
Именно тогда в придворную церемониальную моду вошёл кокошник - громоздкое ссоружение, отдалённо напоминающее кокошники северных губерний.
В эпоху Александра III и воспоследовавшую за ней эпохой Николая II интререс к "русской моде" и русскому стилю снова стал хорошим тоном - оба императора считали себя славянофилами. Квинтэссенцией этого увлечения можно назать знаменитый Бал 1903 года.
Костюмы для бала 1903 года и открытка начала XX века.
После Революции, когда всё, всязанное с понятием "народный", стало восприниматься как "великодержавный шовинизм", русский стиль оказался в опале, правда, ненадолго. Так, знаменитый модельер Надежда Ламанова создала линию одежды в "русском стиле" - манекенщицами, рекламировавшими революционный а-ля рюсс стали Лиля Брик и её сестра - Эльза Триоле.