Он весь держится на арке в 100 футов длиной,
52 фута высотой и шириною в 18 футов,
которая весит не одну сотню тонн.
Сомневаюсь, чтобы легендарный Колосс Родосский весил больше.
Джон Уэсли
![](//otvet.imgsmail.ru/download/b7013f3f8c79f7b3b55cd86c01179394_i-5907.jpg)
Мост Айрон бридж - Ironbridge Gorge.
![](//otvet.imgsmail.ru/download/b7013f3f8c79f7b3b55cd86c01179394_i-5902.jpg)
Первый в мире металлический (чугунный) мост был возведен в 1779 году в Англии недалеко от городка Колбрукдейл.
![](//otvet.imgsmail.ru/download/b7013f3f8c79f7b3b55cd86c01179394_i-5903.jpg)
Мост построен через реку Северн внуком и полным тезкой знаменитого английского изобретателя и металлурга Абрахама Дерби и инженером-металлургом Джоном Уилкинсоном и получил название "Айрон бридж" ("Чугунный мост").
![](//otvet.imgsmail.ru/download/b7013f3f8c79f7b3b55cd86c01179394_i-5904.jpg)
Для создания всех литых чугунных деталей моста потребовалось 380 т чугуна. Длина моста составила 60 м, а высота - 13,7 м. Длина самого большого (центрального) пролета составила 30,5 м.
В течение длительного времени мост Айрон бридж был эталоном для мостостроителей.
Айрон-Бридж известен в мире как символ промышленной революции. Здесь присутствуют все компоненты прогресса, определившие быстрое развитие этого индустриального района в XVIII в. – от шахт до железных дорог. Расположенная поблизости доменная печь Коулбрукдейл, построенная в 1708 г. , напоминает об открытии возможности промышленного применения кокса. Мост Айрон-Бридж – это первый металлический мост в мире, возведение которого оказало большое влияние на развитие техники и архитектуры.
![](//otvet.imgsmail.ru/download/b7013f3f8c79f7b3b55cd86c01179394_i-5905.jpg)
Сама идея сборного моста из чугунных деталей впервые была высказана архитектором и специалистом-мостовиком по имени Томас Фэрнол Причард из Шрусбери в ходе беседы с богатым клиентом, владельцем чугунолитейного завода. Этот фабрикант по имени Джон Уилкинсон был настолько влюблен в железо, что получил прозвище Айрон Мэд («Iron Mad» - «свихнувшийся на железе» , «чугунопомешанный») .
Он носил железную шляпу-котелок, построил первые корабли из железа, был похоронен в чугунном гробу, а на могиле его был установлен чугунный обелиск. Видимо, Уилкинсон загорелся новой "железной затеей" и вскоре вовлек в нее еще одного энтузиаста, молодого Абрахама Дерби III, удачливого фабриканта из Колбрукдейли.
Другими участниками, вложившими в проект свои средства, стали партнер Уилкинсона Эдвард Блейквей, впоследствии основатель Куолпортской фабрики фарфора, и два представителя династии Гестов, которые позже построят знаменитые заводы Доли в Мертир Тидвил, что в Южном Уэльсе.
В 1777 году, после нескольких неудачных проб, на заводе Дерби были отлиты первые детали моста - нервюры и части перекрытия. Центральные арки весили по 5,1 тонны каждая. Внешний облик моста, его дизайн, разработан, очевидно, Причардом, который через год умер. Но мост создан главным образом благодаря опыту и изобретательскому дару Абрахама Дерби и его инженеров.
Все детали моста отливались по отдельности и монтировались на месте, причем не болтами, а, как в столярном деле, клиньями и шипами. В 1779 году мост через Северн был наведен за несколько месяцев, причем без остановки судоходства. После этого были достроены подходы к мосту, завершены остальные работы, и, наконец, в первый день 1781 года мост был торжественно открыт.