
Что такое граД?

Знаток (351), закрыт 3 года назад
Лучший ответ
Артиллерийская установка залпового огня.
Остальные ответы
1.Град — вид ливневых осадков.

Град является частичками льда круглой или неправильной формы (градин) размером от миллиметра до нескольких сантиметров. Встречаются градины размером 130 мм и массой около 1 кг. Градины состоят из ряда слоёв прозрачного льда толщиной не менее 1 мм, чередующихся с полупрозрачными слоями.

В метеорологии град отличают от снежной крупы — ледяных непрозрачных крупинок белого цвета, размером от 2 до 5 мм, хрупких и легко размельчающихся.

Град выпадает обычно в тёплое время года из мощных кучево-дождевых облаков, сильно развитых вверх, обычно при ливнях и грозах.

Слой выпавшего града иногда составляет несколько сантиметров. Продолжительность выпадания от нескольких минут до получаса, чаще всего 5-10 мин и очень редко - около 1 ч.

Зародыши градин образуются в переохлажденном облаке за счёт случайного замерзания отдельных капель. В дальнейшем такие зародыши могут вырасти до значительных размеров благодаря намерзанию сталкивающихся с ними переохлажденных капель. Крупные градины могут появиться только при наличии в облаках сильных восходящих потоков, способных длительное время удерживать градины от выпадения на землю.

Град наносит большой ущерб сельскому хозяйству, уничтожая посевы и виноградники. Борьба с градом основана на введении в облако специального реагента (обычно йодистого свинца или йодистого серебра) , способствующего замораживанию переохлаждённых капель. Реагент вводится с помощью ракет или снарядов в переохлаждённую часть облака. В результате появляется огромное количество искусственных центров кристаллизации, на которых начинается рост ледяных кристаллов, и переохлаждённая вода в облаках, служащая основным сырьём для роста градин, перераспределяется на значительно большее их число. Поэтому градины получаются меньших размеров и успевают полностью или в значительной степени растаять в тёплых слоях воздуха ещё до выпадения на землю.

2.РСЗО БМ-21 «Град» (индекс 9К51) — реактивная система залпового огня на базе боевой машины 21 («Урал-375» или «Урал-4320»), представляющая собой эволюцию «Катюши» . Создан в ГНПП «Сплав» под руководством главного конструктора А. И. Ганичева. В свою очередь РСЗО БМ-21 стала базовой для многих других систем: «Прима» (9К59), БМ-21В «Град-В» , «Град-П» (9К132), «Град-М» (А-215), «Град-1» (9К55), БМ-21 ПД «Дамба» , БМ-21 «Град-1А» (БелГрад) .

РСЗО «Град-1» (индекс 9К55) представляет собой модификацию комплекса «Град» на базе 9П138 (ЗИЛ-131).

РСЗО БМ-21 «Град-1А» (БелГрад) представляет собой белорусскую модификацию комплекса «Град» на базе МАЗ-6317.
Град — это вид атмосферных осадков, состоящих из кусков льда круглой или неправильной формы (градин) размером от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Встречаются градины размером до 130 мм и массой около 1 кг. Градины состоят из ряда слоёв прозрачного льда толщиной не менее 1 мм, чередующихся с полупрозрачными слоями.

В метеорологии град отличают от снежной крупы — ледяных непрозрачных крупинок белого цвета, размером от 2 до 5 мм, хрупких и легко размельчающихся. Град выпадает обычно в тёплое время года из мощных кучево-дождевых облаков, сильно развитых вверх, как правило, при ливнях и грозах. Слой выпавшего града иногда составляет несколько сантиметров. Продолжительность выпадания от нескольких минут до получаса, чаще всего 5-10 минут и очень редко — около часа.

Образование града

Поднимающийся от земной поверхности в жаркий летний день теплый воздух охлаждается с высотой, а содержащаяся в нем влага конденсируется, образуется облако. Минуя на некоторой высоте нулевую изотерму, мельчайшие капли воды становятся переохлажденными. Переохлажденные капли жидкой воды встречаются в облаках даже при температуре минус 40°C (высота 8–10 км) . Но эти капли очень нестабильны. Поднятые с земной поверхности мельчайшие частицы песка, соли, продукты сгорания и даже бактерии при столкновении с переохлажденными каплями нарушают хрупкий баланс. Переохлажденные капли, вступившие в контакт с твердыми ядрами конденсации, превращаются в ледяной зародыш градины.

Мелкие градины существуют в верхней половине почти каждого кучево-дождевого облака, но чаще всего такие градины при падении к земной поверхности тают. Если скорость восходящих потоков в кучево-дождевом облаке не достигает 40 км/час, то они не в силах удержать зародившиеся градины, которые падают, проходят сквозь теплый слой воздуха между нулевой изотермой (обычно на высоте 2,4–3,6 км) и земной поверхностью и выпадают в виде мелкого "мягкого" града либо в виде дождя. Более сильные восходящие потоки поднимают мелкие градины до слоев воздуха с температурой от –10 до –40 градусов (высота 3–9 км) , диаметр градин начинает расти, достигая порой диаметра нескольких сантиметров. В исключительных случаях скорость восходящих и нисходящих потоков в облаке может достигать 300 км/час. Чем выше скорость восходящих потоков в кучево-дождевом облаке, тем крупнее град. Для образования градины размером с шар для гольфа потребуются более 10 миллиардов переохлажденных капель воды, а сама градина должна оставаться в облаке как минимум 5–10 минут, чтобы достичь столь крупного размера. На формирование одной капли дождя необходим примерно миллион таких мелких переохлажденных капель. Градины диаметром более 5 см встречаются в супер-ячейковых кучево-дождевых облаках, в которых наблюдаются очень мощные восходящие воздушные потоки. Именно супер-ячейковые грозы порождают смерчи (торнадо) , сильные ливни и интенсивные шквалы.

Когда градина достигает такой массы, что восходящий поток не в силах ее удержать, она устремляется к поверхности земли, и можно наблюдать выпадение крупного града. Скорость падения градины диаметром 4 см может достигать 100 км/час, а более крупные градины устремляются к земле со скоростью до 160 км/час. При такой скорости они могут причинять серьезные разрушения. Но и не каждая крупная градина достигнет земли: падая в облаке, градины сталкиваются друг с другом, при этом разрушаясь и превращаясь в более мелкие, тающие в теплом воздухе. В среднем 40–70% образовавшихся градин так и не достигают поверхности земли.

Площадь зоны градобитий может меняться от одного гектара до нескольких сотен квадратных километров. В последнем случае зоны градобитий соответствуют линии шквала. Для Подмосковья и соседних областей характерны узкие зоны градобитий, поэтому очень часто приходится слышать о том, что град наблюдался в одном пункте, когда всего в километре от него явление не отмечалось.

При наблюдении града, аккуратно разрезав градину, можно заметить, что матовые слои ль
установка для запуска ракет