«Дружба» — модель бензопилы. Производители — Машиностроительный завод им. Дзержинского (Пермь) и ГУП ПО «Сибприбормаш» (Бийск) . Выпускается в массовом производстве с 1955 года. В 1958 году на выставке в Брюсселе была награждена «Золотой медалью» .
Название «Дружба» было дано в честь трёхсотлетия воссоединения Украины с Россией, отмечавшегося в 1954 году.
Название "ДРУЖБА" дано за совместную разработку и производство КНР и СССР.
![](/img/c.gif)
Конструктивные особенности
Двигатель — одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный, воздушного охлаждения, рабочий объем 94 см3, мощность 4 л. с. Двигатель и пильный аппарат выполнены в виде независимых узлов и соединяются друг с другом с помощью фланцевого соединения, фиксируемого хомутом (который крепится к ручкам пилы) . Такая компоновка позволяет поворачивать пильный аппарат на любой угол, при необходимость быстро заменять отказавший узел.
Благодаря функциональной завершенности и простоте крепления, двигатель бензопилы «Дружба» применялся для привода мотоблоков («Кумир» , «Садовод») , водяных насосов («Скиф» , ЦБН-1, ЦБН-2, ПМП-4), генераторов постоянного тока (ГЗ-106А) для заряда аккумуляторных батарей в полевых условиях, механических лебедок для трелевки леса, в лодочном моторе «Кама» , в газонокосилках. Этот двигатель был популярен и у любителей строить технику своими руками. В 60-х годах в Московском авиационном институте были предприняты попытки форсировать этот двигатель и устанавливать его на сверхлегких летательных аппаратах. Были изготовлены легкие вертолеты X-3, X-4, X-5, на каждом из которых были установлены винтомоторные блоки из 4-х двигателей «Дружба» , работающих через общий редуктор на несущий винт. Ни один из аппаратов не прошел летных испытаний по причине низкой надежности двигателей.
Модификации
За годы выпуска общая конструкция пилы осталась прежней, однако мелкие изменения вносились:
в конце 80-х годов применено электронное зажигание (от магнето бесконтактного МБ-1);
применен более совершенный карбюратор КМП-100У;
применены пильные цепи современного типа.
На базе пилы «Дружба» была разработана более мощная пила «Урал» .
Бензиномоторная пила «Урал» : 1 — рукоятка; 2 — бензобак; 3 — двигатель; 4 — редуктор; 5 — пильный аппарат; 6 — съёмный стартёр.
![](/img/c.gif)
Достоинства и недостатки
Бензопила «Дружба» была разработана в начале 50-х годов и к настоящему времени уже существенно устарела. Пила имеет большой вес. Надежность низкая. Съемный тросовый стартер неудобен и часто теряется. В конструкции пилы отсутствуют элементы, обеспечивающие ее безопасность (кнопка «Стоп» , тормоз цепи, функция Anti-kick), но простота и хорошая изученность её конструкции вкупе с невысокой ценой и большой производительностью пиления обуславливает популярность этой пилы до сих пор.
Интересные факты
В Румынии название «Дружба» стало нарицательным: в разговорном языке слово «drujba» используется для обозначения бензопилы вообще, независимо от модели (хотя в академических словарях это значение слова не зафиксировано) .
![](/img/c.gif)