Лариса Крушельницкая
Гений
(54000)
15 лет назад
В середине XX в. , после двух мировых войн и глобального экономического кризиса человечество со свей ясностью увидело, что группа людей, объединённая в некоторое надличностное сообщество начинает:
а) действовать вопреки личным интересам каждого члена сообщества;
б) действовать вопреки интересам самого сообщества.
В среде особо продвинутой гнилой интеллигенции это привело к представлению о том, что существование человека вообще лишено всякого рационального основания, а это породило целую волну произведений в философии и искусстве, посвящённых обсмаковыванию со всех сторон этой мысли. Театр абсурда был, таким образом, одним из многих направлений культуры абсурда, причём не самым представительным.
Что касается выразительных средств, то вряд ли это будет новым словом в искусствоведении, если я скажу, что основу театра абсурда составляет абсурдность сюжета. Когда вам со сцены три часа показывают в лицах анекдоты про Штирлица, то это либо фильм «Гитлер капут! » (если показывают без претензии на некие откровения) , либо театр абсурда (если с серьёзными фейсами) . У театра, впрочем, кроме голого текста есть дополнительные выразительные возможности (костюмы, декорации, музыка, свет, мимика, интонации) .
Вообще-то словосочетание «театр абсурда» ныне слабо ассоциируется с собственно театром, а является идиомой для любой нелепой жизненной ситуации.
А теперь о главном.
ПМЛМ, абсурд – это понятие скорее биологическое, чем социальное. Природе изначально свойственна изрядная доля противоречивости. В биологическом плане это выливается в противоречие между конкурирующими целевыми установками организма.
Пример. В комнате возник пожар, причём огонь полыхает именно в том месте, где находится выход. В комнате находится обезьяна. Стремление покинуть горящую комнату входит в противоречие с инстинктом, требующим избегать болевых ощущений. Обезьяна не может найти компромисс между этими двумя целевыми установками, и у неё возникает т. н. срыв высшей нервной деятельности – она начинает метаться по комнате, издавая нечеловеческие крики, но не предпринимая попыток прорваться через огонь, и в конце концов погибает. Человек же, если он остаётся в здравом рассудке, бежит через огонь, получает ожоги 30% поверхности тела, долго лечится в ожоговой клинике, потом мажется купленным у браконьеров спермацетом, но по крайней мере остаётся в жывых.
Таким образом привыкание к абсурду, совмещение несовместимого, есть необходимый элемент подавления первой сигнальной системы, что является признаком разумной деятельности, то есть деятельности более эффективной, чем инстинктивная и рефлекторная.
И если уж говорить о литературе, искусстве, фольклоре, то ещё задолго до «театра абсурда» абсурд был вполне органичен во многих мировых культурах: «Я видел двух свинок без шляп и ботинок, даю вам честное слово» , «Ходит милый по деревне в алюминевых штанах, подошла к нему корова, тоже семечки грызёт» , Льюис Кэрролл, Даниил Хармс и т. д.
Классификация абсурда.
Ещё с времён древнегреческих философов различают: a) абсурд как выражение несовершенства окружающего миру, противоположность гармонии, диссонанс, в какой-то мере синоним хаосу; б) абсурд логический (например, доказательство от противного = путём сведения к абсурду) ; в) абсурд философский, выход за пределы разума (буддистские коаны типа хлопка одной рукой, призванные поднять восприятие на следующий, внерациональный уровень) .
На этом заканчиваю, поскольку устала барабанить по клаве :=).
Olga KhovanskayaМастер (2479)
15 лет назад
Спасибо, но что-то Вы про Беккета ничего не набарабанили, в связи с театром-то :)). Да и вообще о театре сильно поверхностно отозвались - он Вам, кажется, сильно не нравится :). А классификация интересная, по крайне мере, хоть какая-то, а то трудно было найти даже хоть какую-нибудь.