Это опера Сергея Сергеевича Прокофьева
"ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ"Опера в трех актах (десяти картинах)
Либретто С. С. Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой по повести Б. Полевого.
Скачать её можно
ЗДЕСЬ
Свою последнюю оперу Прокофьев посвятил прославлению беспримерного мужества советских людей в годы Великой Отечественной войны. Литературным источником послужила одноименная повесть Б. Полевого (1946), которая основана на подлинных фактах героической биографии летчика Алексея Маресьева. Это одна из первых советских опер, в которой были воскрешены события недавно отгремевшей войны. Творческая смелость композиторского замысла заключалась не только в идейном содержании, но и в том, что вся обстановка действия — воздушные бои, палата госпиталя, аэродром — ломала привычные представления об оперной условности. В значительной части произведения главный герой показан больным, физически неполноценным человеком. Основной драматургический конфликт выявлен косвенно, через описания событий, переживания действующих лиц, без непосредственного столкновения противоборствующих сил. Так Прокофьеву удалось создать музыкально-сценическое произведение, новаторское по содержанию и по форме. В либретто при неизбежном сокращении ряда эпизодов, свободной компоновке действия, диктуемой законами сцены, сохранились, однако, основные сюжетные линии повести и подлинные тексты Полевого.
К сочинению оперы по повести Бориса Полевого Прокофьев приступил в октябре 1947 года и закончил ее в августе 1948 года. Закрытый просмотр состоялся 3 декабря 1948 года в ленинградском Театре оперы и балета имени Кирова. 7 октября 1960 года премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» состоялась в Большом театре СССР. При этом либреттист Мира Мендельсон-Прокофьева внесла некоторые купюры, в силу чего действие, происходящее поочередно в воздухе, в лесу, куда падает самолет, в военном госпитале и на аэродроме, стало гораздо динамичнее.
Судьба этой оперы не легка. Она была сразу же отвергнута на самом высоком официальном уровне. А вскоре, на пленуме Союза композиторов оперу раскритиковали за диссонантность, недостаточную мелодичность, а также за «искажение облика советских людей» .
Действующие лица:
Алексей, летчик (баритон) , Ольга, невеста Алексея (сопрано) , Федя и Серёнька, ребята из колхоза (ритмический говор) , Дед Михайло, председатель колхоза (тенор) , Петровна, колхозница (сопрано) , Варя, сноха деда Михайлы (меццо-сопрано) , Бабка Василиса (контральто) , Андрей Дегтяренко, летчик, друг Алексея (бас) , Василий Васильевич, известный хирург (бас) , 1-й хирург (тенор) , 2-й хирург (баритон или бас) , Мать Алексея (меццо-сопрано) , Клавдия, медсестра (меццо-сопрано) , Комиссар (бас) , Кукушкин, летчик (характерный тенор) , Гвоздев, танкист (тенор) , Анюта, студентка (сопрано) , Старший врач (тенор) , Полковник (бас) . Летчики, колхозницы.
Время действия: Великая Отечественная война 1941—1945 годов.
Слышал об этой опере ещё в начале 90х от одного человека, а тут недавно Задорнов напомнил.
Редко задаю вопросы, вот снова решился..