Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

В честь какого события и кем основан Ипатьевский монастырь?

Дима Бородин Просветленный (38797), закрыт 15 лет назад
Лучший ответ
Склероз Гуру (4168) 15 лет назад
Ипа́тьевский монасты́рь (Свято-Троицкий Ипатьевский) — православный мужской монастырь Русской Церкви в Костромской епархии. Находится в городе Костроме, на стрелке между реками Волгой и Костромой.

Ипатьевский монастырь впервые упоминается на страницах летописей в 1432 году, но создан он был значительно раньше. Монастырская легенда, записанная в XVI веке, относит время создания его ко второй четверти XIV столетия. Она рассказывает о том, что Ипатьевский монастырь был основан выходцем из Золотой Орды, знатным татарским мурзой Четом, который будто бы добровольно перешел на службу к великому князю Ивану Даниловичу Калите. Когда Чет плыл по Волге, повествуется в легенде, он тяжело заболел и сделал стоянку на месте, где ныне стоит монастырь. Во сне Чету явилась Богоматерь и обещала исцелить его, если он построит обитель в честь опостола Филиппа и святителя Ипатия. По прибытии в Москву Чет принял христианскую веру, получив при крещении имя Захария, и испросил у великого князя разрешения на закладку монастыря во имя св. Ипатия на месте "чудесного" исцеления. Захарий стал родоначальником костромских вотчинников Зерновых, Сабуровых, Шеиных, Вельяминовых-Зерновых и Годуновых - знатных боярских фамилий, покровителей монастыря.
http://www.kostroma.ru/ipatievsky/history.htm


Современные историки обращают внимание, что в разных вариантах легенды варьируется имя святителя, который разрешил построить монастырь, соответственно меняется и дата – от абстрактного «конец 13-го века» до 1328-1330 годов. Да и сам Чет – то ли в Руси крестился, то ли еще в Орде усилиями митрополита Петра. Есть и другие противоречия. Главное – а какой резон был мурзе переходить на службу к русским в пору всесилия Орды, то есть в конце 13-го века? Массовый исход на службу к москвичам фиксируется лишь в правление Ивана Калиты (1325-1340). Понимая это, авторы некоторых версий легенды и приводят Чета прямо в объятия Калиты. Но сын Захарии, Александр Зерно, был убит в 1304 году во время мятежа вечников, а значит, его отец, будь он ордынцем, пришел в Россию едва ли не в середине 13-го века, что, как уже говорилось, фантастично. Отсюда – две возможности. Либо Ипатьевский монастырь основал Захария в 13-м веке, но он был не ордынцем, либо – кто-то другой, а когда, неизвестно. Историки сошлись на мнении, что «ордынские» корни монастыря придуманы в 16-17 веках, когда в московской среде стало модно заигрывать с ордынским прошлым. Скорее всего, Захария был коренным костромским феодалом.

Есть две версии. По первой, монастырь с самого начала задумывался как крепость, которую построил князь Василий Квашня ради защиты города. Монастырь лежит на старой дороге в Ярославль, и на выгодном для крепости месте – на стрелке между Волгой и рекой Костромой. По другой, монастырь поставили именно как монастырь, и сделал это в 13-м столетии Захария, исконный костромской феодал. Авторы лучшего на сегодня путеводителя по монастырю считают, что Захария начал с церкви Живоначальной Троицы с приделами Филиппа и Ипатия, и что ранний монастырь был крошечным – там служил один монах, который работал исключительно на интересы основателя монастыря. Место это уже тогда было оживленным и населенным - перевоз через Волгу. В пользу второй версии говорит то, что в монастыре похоронен и сам Захария, и его сын, то есть перед нами – типичная «карманная» обитель для спасения собственной души.
http://www.otdihinfo.ru/catalog/190.html
Остальные ответы
Ангел Золотая Мыслитель (8180) 15 лет назад
Согласно одной версии монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Чётом, родоначальником рода Годуновых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве христианство под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление, им на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена.
Согласно другой версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич по прозвищу Квашня, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. После смерти князя Василия и упраздения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых.
В XVI веке Годуновы заняли первостепенное место при дворе. В этот период происходит бурное развитие монастыря. Вместо деревянных церквей были воздвигнуты величественные сооружения, в том числе Троицкий собор, вместо деревянных стен построены каменные. В монастыре была создана мастерская живописи, была создана большая библиотека книг и рукописей. В библиотеке находится знаменитая Ипатьевская летопись.
В кельях монастыря, построенных в 1583 году, более шести лет жили изгнанные Годуновым Михаил Фёдорович Романов со своей матерью монахиней Марфой. С приходом к власти династии Романовых Ипатьевский монастырь приобретает новых могущественных покровителей. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова. По указу царя Михаила Романова строится Новый город. Он был обнесён высокими стенами с тремя башнями. Западная Надвратная башня с восьмигранным каменным шатром, была заложена в месте, где остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство.
Монастырь занял особое положение как «Колыбель Дома Романовых» . Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель.
В 1910—1913 годах, по случаю празднования трёхсотлетия дома Романовых, в Ипатьевском монастыре были произведены значительные по объёму реставрационные работы. Во время празднования юбилея в 1913 году в монастырь приезжал Николай II и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами монастыря.
В монастыре похоронены отец и мать Бориса Годунова, а также Иван Сусанин. Ипатьевский монастырь знаменит по Ипатьевской летописи и как место ссылки братьев Лихудов Иоанникия и Софрония.
После Октябрьской революции, в 1918 году, монастырь был упразднён и его материальные ценности национализировали. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. На реставрацию выделены значительные средства. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид.
___________________________________________________________________________________

Современная жизнь монастыря

23 ноября 1989 года состоялась первое после закрытия обители богослужение
В 1991 была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община.
В сентябре 2002 года полностью сгорела деревянная церковь 1628 года постройки, привезённая из села Спас-Вежи специально для организации музея
Настоятель (священноархимандрит) — архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилёв) .
Наместник — архимандрит Иоанн (Павлихин) — был назначен Указом Патриарха Алексия II № 2732 от 13 мая 2004 года.
15 мая 2008 года монастырь посетил Президент России Дмитрий Медведев
_________________________________________________________________________________

Сэр Оракул (76142) 15 лет назад
А Ипатьевских монастырей по стране много. И в Костроме есть....
Бредятина Мудрец (13612) 15 лет назад
Главное не путать орфографию, а кто и за чем, дело второстепенное.
Меховой Чесанизм Просветленный (44831) 15 лет назад
Ипатьевский монастырь (Троицкий) мужской, в Костроме. Основан около 1330. Во время польско-литовской интервенции весной 1609 занят сторонниками Лжедмитрия II, в сентябре 1609 взят штурмом после длительной осады. В 1613 находившемуся здесь Михаилу Фёдоровичу Романову было объявлено об избрании его царём. Ипатьевский монастырь упразднён после Октябрьской революции 1917. Входит в состав Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В ансамбле Ипатьевского монастыря Троицкий собор (XVII в.) , звонница (XVII в.) , Келарские кельи (Палаты Романовых, XVI в. , XIX в.) , стены и башни (XVI—XVII вв.) . На территорию Ипатьевского монастыря перевезены памятники русского деревянного зодчества XVI—XVIII вв.
Похожие вопросы