На сегодняшний день Леонардо да Винчи можно без преувеличения назвать самым известным художником европейской цивилизации. Наиболее знаменитая его картина "Мона Лиза", известная также под именем "Джоконда", хранится в Лувре. Но и в нашей стране можно соприкоснуться с магическим искусством прославленного мастера Ренессанса. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо. "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Лита".
Для ответа на Ваш вопрос интересно сравнить обе эти картины.
Первой в Петербурге в 1865 году появилась "Мадонна с младенцем" из собрания миланского герцога Литта, имя которого она сохранила в своем названии. Итальянский герцог сам предложил фамильную коллекцию произведений искусства Эрмитажу. Была в ней и "Мадонна" Леонардо. Приобретение ее стало одной из самых успешных рекламных акций в истории музея. Рейтинг императорского собрания вырос сразу и для российских, и для иностранных ценителей и знатоков искусства.
В 1914 году семья Бенуа передала в Эрмитаж вторую картину гения Возрождения. Вместе эти произведения составили замечательную пару.
Есть любопытная теория относительно "противоположности" эрмитажных Мадонн. Автором ее является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин (именно он недавно обвинил автора бестселлера "Код да Винчи" Дэна Брауна в плагиате) . Господин Аникин выдвинул следующую версию: "Мадонна Лита" и "Мадонна Бенуа" картины парные.
В бумагах Леонардо есть запись: "…бря 1478 года начал две Девы Марии". Большинство исследователей склоны лишь в "Мадонне Бенуа" видеть одну из упомянутых Дев. "Мадонна Лита" традиционно считается произведением более позднего периода. Согласно же версии Михаила Александровича запись мастера относится к обеим Мадоннам Эрмитажа.
И в "контрасте" их он видит не опровержение, а подтверждение авторства Леонардо. Усматривая в нем намеренное противопоставление благословенных образов. "Мадонна Бенуа", согласно его теории, символ, иллюстрация Божественной природы Иисуса Христа. "Мадонна Литта", в свою очередь, рассматривается как изображения человеческой сущности Христа. Сегодня далеко не все хорошо знакомы с догматами Христианской веры, поэтому следует пояснить: Церковь утверждает двуединосущность Христа, в нем соединены Божественное и человеческое начало.
Для такой интерпретации знаменитых экспонатов петербургского музея есть определенные основания. Например, как подтверждение указанной теории можно рассматривать отсутствие нимбов, символов присутствия божественного начала, вокруг голов Марии и младенца в "Мадонне Литта" и их наличие в "Мадонне Бенуа".
Пейзаж. В произведениях Леонардо ему всегда отведена особая роль. И здесь он, как минимум, не противоречит рассматриваемой гипотезе. Ведь в "Мадонне Бенуа" мы наслаждаемся кристальной чистой и ясностью неба, сияющего в пространстве окна. В то время, как в "Мадонне Литта" зритель будет любоваться красотой земли, земного мира…
Можно соглашаться, можно опровергать эту теорию. Но в любом случае она интересна, а главное позволяет по-новому взглянуть на "затертые" бесконечным потоком репродукций картины.
Ну умнее, пожалуй, уже невозможно написать!
Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа.
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.