Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

тема и идейный смысл повести А. С. Пушкина"Станционный смотритель"-помогите плиззз, спс заранее

jenea_angel Ученик (73), закрыт 4 года назад
Лучший ответ
... Ученик (225) 4 года назад
Цели урока:

1. Дидактическая:

раскрыть идейно-художественное содержание повести;
совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами;
формировать навыки литературоведческого анализа текста (постижение идеи произведения в единстве формы и содержания) ;
совершенствовать навыки сравнительного анализа.
2. Развивающая:

совершенствовать монологическую и диалогическую речь;
развитие аналитического мышления.
3. Воспитательная:

осознанное, вдумчивое чтение, бережное отношение к слову;
воспитание чувства долга, ответственности, взаимопонимания.
Запись в тетради и комментирование литературоведческих терминов:

Эпиграф.
Тема «маленького человека» .
Идея.
Проблема.
Литературный герой.
Конфликт.
Характеристика героя.
Нравственный выбор.
Авторская позиция.
Ирония.
Композиция.
Сравнение.
Эпитет.
На изучение данного произведения программой отводится 1 час. Как правило, учитель делает акцент на рассмотрении социальной и нравственной проблем:

проблемы бесправного положения «маленького человека» ;
проблемы нравственного выбора.
На мой взгляд, данный текст является благодатным материалом для обучения литературоведческому анализу: через идейно-художественный анализ некоторых эпизодов возможно более глубокое раскрытие содержания произведения. Учитель обращает внимание на смысловую нагрузку слова, развивая, таким образом, лингвистическое чутьё, воспитывая и развивая читательскую культуру. . Подобная форма работы предполагает самостоятельное рассмотрение хрестоматийных вопросов в письменной форме. Этот этап можно обозначить как выявление читательского восприятия учащихся. К примеру, следующие вопросы, традиционно разбирающие в классе, учащиеся 7 класса способны рассмотреть самостоятельно:

Каков смысл названия произведения? Почему повесть названа не именем главного героя «Самсон Вырин» (по аналогии «Дубровский» , «Евгений Онегин») ?
В чём состоял нравственный выбор Самсона Вырина и Дуни?
Учитель заранее раздаёт вопросы и обозначает фрагменты, над которыми ребята будут работать в классе.

Вопросы к уроку:

Определите тему, идею, конфликт, проблемы повести. Какие аспекты проблем вы можете выделить?
Авторское отношение к героям? (см. презентацию в приложении)
Что общего и различного в судьбах героев картин Венециана А. В. «Дуня на могиле отца» и Рембранта «Возвращение блудного сына» ?
Каков смысл последних строк произведения и какова связь между этими строчками и эпиграфом?
Эпиграф урока:

И долго буду тем любезен я народу,
что чувства добрые я лирой пробуждал.

А. С. Пушкин

Эпизоды №1

«…Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл… Отошел несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился… но ассигнаций уже не было» .

Анализ данного эпизода позволяет выявить не только бесправное положение «маленького человека» , но и наблюдать за невидимой схваткой между Минским и станционным смотрителем. Обратите внимание: причастие «смятых» находится не перед числительными «пять» , «десять» , а перед существительным «ассигнаций» , то есть унизительное положение чиновника 14 класса подчёркивается не столько суммой, какой оценил чувства несчастного отца дворянин, сколько небрежностью состояния денег, данных с такой же небрежностью Минским. В ответ на это Самсон Вырин «сжал» бумажки в комок. Лингвистический анализ:

смятых - сжал;
ассигнации -бумажки.
- позволяет увидеть негодование мелкого чиновника («притоптал каблуком») , его моральное превосходство, но глаголы «подумал» , «воротился» разочаровывают читателя, напоминая ему об эпохе, когда народ ещё не созрел до осознанного бунта.

Эпизод №2

«.…Таков был рассказ приятеля моего, старого смотрителя, рассказ, неоднократно прерываемый слезами, которые живописно отирал своею полою… . Слё
Остальные ответы
Хорошая) Мыслитель (5535) 4 года назад
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА "СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ""

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА "СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ"
Авторская позиция - это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя. Отношение Пушкина к главному герою повести "Станционный смотритель" Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд, авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика. Но при такой трактовке авторской позиции "Станционный смотритель" теряет всю свою глубину. Картина намного сложнее. Пушкин не зря вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы закрывает истинное отношение автора к главному герою. Чтобы понять автора, нельзя полагаться на поверхностные впечатления от текста повести: Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста.
Особую роль в произведении играет символика. Символика - это одно из основных средств выражения авторской позиции, которое отражено в текстовых элементах, не влияющих на основное развитие сюжета, а, может быть, только предугадывающих его. Так, по картинкам, висевшим на стене в комнате Самсона Вырина, которые долго рассматривал рассказчик, мы можем судить о дальнейшем ходе событий. Картинки "изображали историю блудного сына". На первый взгляд может показаться, что эти картинки рассказывают о жизненном пути Дуни. Но на самом деле образ блудного сына - это образ самого главного героя. Первая картинка говорит о том, что Самсон Вырин "уходит" от своей дочери. Ведь он совсем не верит в ее счастье, он даже не способен представить, что молодой гусар может жениться на Дуне. В разговоре с Минским в Петербурге Вырин сказал: "отдайте мне.. . бедную мою Дуню. Ведь вы потешились ею; не губите ее понапрасну". В этих словах проявляются как отцовские чувства, так и непонимание своей дочери, отсутствие веры в любовь. Дуня с Минским сразу договорились, что уедут вместе. Но почему они не сказали ничего об этом Самсону Вырину? Они полюбили друг друга, но можно предположить, что гусар не сразу решил жениться на дочери бедного станционного смотрителя, поэтому Дуня и Минский не могли ничего сказать. Отец, не доверяя молодому гусару и не веря в силу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь. "Что такое станционный смотритель? " - спрашивает Пушкин у читателей через рассказчика в самом начале повести. "Сущий мученик четырнадцатого класса", потому что его чин становится его жизнью, то есть он "ограничен", он мыслит именно как "чиновник четырнадцатого класса". И конечно, по его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж, конечно, никогда не женится. Самсон Вырин при этом недальновиден. Дуня не решалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости это сделать, но ее отец сказал: "Чего ж ты боишься?. . ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви". Самсон Вырин как бы сам определил судьбу своей дочери.
Но вернемся опять к символике произведения. На ограниченность, недальновидность Вырина намекает вторая картинка. На ней мы видим блудного сына, окруженного "ложными друзьями". Действительно, и в другом случае Самсон Вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор в сговоре с Минским. На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни превратился из "бодрого мужчины" в "хилого старика". Он не мог простить себе, что отпустил дочь, одно упоминание о ней вызы