Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Анализ эпизода. “Соня и Раскольников читают Евангелие” из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” помогите

Мария Атласова Ученик (157), на голосовании 4 года назад
Анализ эпизода. Соня и Раскольников читают Евангелие" из романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание" (часть 4-я, глава 4)

1. Каково место эпизода в композиции произведения (входит в экспозицию, является завязкой, кульминацией, развязкой, участвует в развитии действия, необходим для характеристики героя или другое) ? Покажите (докажите) это.

2. Как этот эпизод включается в контекст всего романа?

1) Почему этот разговор Сони и Раскольникова автор даёт услышать именно Свидригайлову?

3. Как связан этот эпизод с непосредственно предшествующими ему событиями?

1) Как и почему Раскольников прощается
с матерью и сестрой?

2) Как другие герои оценивают его поведение (что общего с анализируемым эпизодом) ?

3) Что происходит между Раскольниковым и Разумихиным?

4. Какие микроэпизоды можно выделить (на сколько частей разбить, каков смысл каждой части) ? Следующие вопросы или некоторые из них можно включить в эту часть работы.

5. Как раскрывается Раскольников в этом эпизоде?

1) Какие вопросы и с какой целью он задаёт Соне?

2) Зачем просит почитать Евангелие?

3) Как Раскольников относится к Соне? Докажите свою мысль.

6. Как раскрывается Соня в этом эпизоде?

1) Как она выглядит? На какие детали её внешности обращает внимание автор?

2) Каково отношение Сони к своей семье?

3) Каково отношение Сони к Раскольникову?

4) Какие переживания испытывает Соня на протяжении эпизода? С чем они связаны? (При ответе используйте короткие 3-4 слова цитаты. )

5) Как характеризует Соню то, как она говорит? Найдите глаголы, описывающие её речь, а также наречия и деепричастия, которые к ним относятся (короткие цитаты) . Когда и как меняется её речь? Почему?

6) На каком контрасте строится изображение Сони в этом эпизоде?

7. Что общего во взглядах друг на друга (взаимооценках) у Сони и Раскольникова? Почему?

8. Какие пути возможны для Сони? Каков её выход из жизненного тупика?

9. Каков смысл читаемой евангельской истории в контексте эпизода и всего романа?

10. Принимает ли Раскольников Сонин путь?

11. Как следующий в романе эпизод (второе посещение Раскольниковым Порфирия Петровича) связан с результатом разговора Сони и Раскольникова?
Голосование за лучший ответ
<One of the others> Мастер (2210) 14 лет назад
Совершив преступление, Раскольников испытывает душевные мучения. Он не может общаться с людьми, даже с самыми близкими. Родион идет к Соне, потому что она тоже грешница. Раскольникову кажется, что Соня сможет понять его. Достоевский подробно описывает комнату героини, подчеркивая крайнюю нищету обстановки. Мебели в помещении очень мало, на стенах - «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои» . Комната неправильной формы, отчего один угол получился «ужасно острым» , другой - «безобразно тупой» . Как и в каморке Раскольникова, потолок чрезвычайно низкий. Все в этой жалкой обстановке давит на человека, наводит на мысли о преступлении или самоубийстве. Соня рада приходу Раскольникова, она знает, что он накануне отдал последние деньги ее несчастной семье. Вместе с тем ей стыдно за свое позорное ремесло, она даже чувствует страх перед Расколь- никовым, словно догадывается о каком-то тяжелом грузе у него на душе. Поведение Родиона выдает его душевную смуту. Он говорит и действует порывисто и непоследовательно, как в лихорадке. Раскольников заявляет, что он пришел «в последний раз» , чтобы «одно слово сказать» , а потом будто забывает о цели визита и начинает расспрашивать Соню об условиях ее существования. Соня пытается как-то сгладить впечатление, но картина получается все равно безрадостная.
Раскольников начинает задавать Соне жестокие, неразрешимые вопросы. Он пытается доказать ей, что мир устроен несправедливо, и этим оправдаться в собственных глазах. Но у Сони есть внутренняя опора, поддерживающая ее в нечеловеческих условиях, - вера в Бога. Она никогда не согласится с Раскольниковым. Родион пытается обвинить Катерину Ивановну, косвенно подтолкнувшую Соню стать проституткой, но в ответ слышит только слова жалости: «Это такая несчастная, ах, какая несчастная! » Раскольников убеждает Соню в безнадежности положения всей ее семьи: Катерина Ивановна в последней стадии чахотки, Соня с ее ремеслом рано или поздно попадет в больницу, с Полечкой «то же самое будет» , младшие дети погибнут. «Бог этого не попустит! » - восклицает в ответ Соня. «Да, может, и бога-то совсем нет» , - заявляет Раскольников и поражается «невыразимому укору» на лице Сони. Вера в Бога - ее единственная опора. Вдруг Раскольников совершает странный поступок: кланяется Соне и целует ее ногу. «Я не тебе, я всему страданию человеческому поклонился» , - объясняет он испуганной Соне. Душевное движение Раскольникова показывает, что его слова и мысли идут вразрез с чувствами. Раскольников мучительно хочет сознаться в преступлении, но он считает это желание малодушием и призывает на помощь логику. Соня, по его мнению, - «юродивая» , надеющаяся на чудо. Во второй половине эпизода Соня читает Раскольникову легенду о Лазаре из Нового завета. Эта сцена является ключевой для понимания авторского замысла. «Убийца» и «блудница» странно сошлись зачтением «вечной книги» . Воскресение Лазаря символизирует будущее духовное возрождение Раскольникова. Все детали сцены имеют глубокий смысл: Родион поражается тому, что Евангелие принадлежало убитой Лизавете; чтение происходит на четвертый день после убийства, и именно в четвертый день после смерти воскресает Лазарь. Раскольникову еще предстоит пройти долгий, мучительный путь к настоящему раскаянию, но уже в сцене чтения Евангелия есть предчувствие духовного обновления главного героя. Слабая, робкая, униженная Соня оказывается со своей верой и состраданием духовно сильнее, чем логически непогрешимый Раскольников. Родион чувствует, что Соня права, но боится признаться себе в этом. Пока ему еще кажется, что он сумеет заглушить укоры совести и Соня будет ему союзником на этом пути: «У меня теперь одна ты.. . Пойдем вместе...
Егор Свищев Знаток (331) 4 года назад
Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" по праву считается одним из самых значительных произведений отечественной и мировой литературы. В произведении автор затрагивает множество вопросов человечества. Роман затягивает любого читателя. Размышляя над вопросами, которые ставит нам автор мы открываем нового себя.
В романе представлены образы Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова. У героев разное мировоззрение. Соня хочет изменить мир своей любовью и сочувствием к окружающим, заботой о близких. Раскольников же пытается помочь бедным, совершив убийство. Главный герой – бунтарь. Он протестует против правил и устоев. Раскольников не может терпеть издевок судьбы. А Соня избирает путь насилия над собой, ради спасения других идет на позор и унижение, она смиряется и страдает.
Каждый человек хочет изменить мир к лучшему, только средства у всех разные. Кто-то как Раскольников протестует и преступает законы Божьи, а кто-то как Соня помогает ближним, отдавая себя в жертву.
Чтобы изменить мир, нужно начать с себя, со своей семьи, со своего города. Нужно слушать сердце, ну и, конечно, здравый смысл. Пожертвовать собой для блага ближних - это одно, лишать во имя этого же блага других – совсем иное дело. Я могу утверждать смело, что и Соня переступила порог дозволенного, нарушила нравственные принципы.
Таким образом, Соня Мармеладова и Родион Раскольников пытались изменить мир к лучшему разными способами. По моему мнению, необходимо прибегнуть к смирению и состраданию, чтобы наш яркий и красочный мир стал ещё светлее!
Похожие вопросы