Mail.Ru Почта Мой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоиск

Мягкий знак на конце слов после шипящих

Знаток (446), закрыт 5 лет назад
Скажите праило)
Лучший ответ
муж. род - без "Ь", жен. с "Ь"
Ирина Робертовна МахраковаИскусственный Интеллект (880423) 6 месяцев назад
Туч, дач, круч, задач - слова женского рода, а пишутся без Ь, так что правило изложено неверно.
Остальные ответы
Cущ. женского рода - ставится (рожь, тишь) , мужского - нет (грач, камыш)
1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ) . Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ) . Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ) .
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени) , РЕЖЬ (в повелительном наклонении) , ЖЕЧЬ (в неопределенной форме) . Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ) , кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
Зайди на www.gramota.ru
Там полно всяких правил! И сейчас, и в будущем пригодится!
В существительных женского рода 3-го склонения пишется (рожь, дочь, вошь, вещь) , в сущ-х мужского рода 2-го склонения не пишется (плащ, нож, меч, патронташ)
в глаголах после шипящих всегда пишется мягкий знак,
еще у существительных женского рода 3 склонения
Источник: мозги
Существительное: И. п. женского рода: И. п. мужского рода:
тишь, рожь, ночь.. . грош, муж, врач.. .
Р. п. мн. числа: туч, рощ.. .

Прилагательное: (нет) Краткая форма: жгуч, кипящ.. .

Глагол: Неопр. форма: беречь.. . (нет)
Второе лицо ед. число: можешь.. .
Повелит. наклонение: намажь.. .

Наречие: Везде, кроме исключений Искл: уж, замуж, невтерпеж.
В русском языке мягкий знак используется:
после большинства согласных для обозначения их мягкости (граб — грабь, кров — кровь, лад — ладь, вяз — вязь, мол — моль, лом — ломь, кон — конь, цеп — цепь, жар — жарь, вес — весь, бит — бить, граф — графь) ;
перед гласными, сверх того, выступает как разделительный знак; при этом е, ё, ю, я (факультативно и и) читаются йотированно; иногда йотируются и другие гласные (каньон — ка [н’jо] н) ;
после шипящих мягкость не обозначает (она либо есть, либо нет в зависимости от самой буквы) , но, даже если не имеет разделительного значения, по традиции используется в известных категориях слов:
им. и вин. пад. ед. ч. существительных женского рода: рожь, тушь, кручь, вещь и т. п. ,
повелительное наклонение некоторых глаголов: режь, разрушь, прячь, морщь (также во множ. ч. : режьте и др. ; в возвратной форме: режься, режьтесь и др.) ;
в некоторых наречиях: настежь, наотмашь, прочь;
2-е лицо глаголов имеет окончание -шь: дашь, скажешь, берёшь, злишь и др. , в том числе и в возвратной форме (дашься и т. п.) ;
неопределенная форма части глаголов оканчивается на -чь: печь, беречь, стричь и т. п. (также в возвр. форме: беречься и др.) ;
после гортанных г, к, х встречается только в заимствованиях (Алигьери, кьянти, Донахью) , в собственно же русских словах невозможен (поэтому повелительное наклонение глагола лечь — ляг — является словом-исключением, не оканчивающимся по общему правилу на -ь) ;
после ц мягкость не обозначает и также бывает лишь в заимствованиях (Замосць) , иногда соответствует выпавшему в разговорном произношении и в иностранных словах (революцьонный) ;
После й и гласных, а также в начале слова употребление мягкого знака невозможно в принципе.
ь после шипящих на конце слова пишется:
1) у существительных женского рода в им. п. ед. ч.
2) у глаголов во всех формах; при этом ь сохраняется и перед ся, те
3)у наречий на ш, ч и в одном слоые после ж настежь.
слова женского рода-мышь, ночь -ставим а мужского рода не ставим -камыш, кирпич
§ 75. После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

1. На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч. , например: рожь, ночь, мышь.

2. В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несешь – несешься, носишь – носишься, примешь – примешься.

3. На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь – мажься; спрячь – спрячься; ешь.

4. Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь, например: мажьте – мажьтесь; спрячьте – спрячьтесь; ешьте.

5. На конце глагола в неопределенной форме, причем буква ь пишется и перед -ся, например: стричь, стричься.

6. Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь.

7. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.

Источник: www.gramota.ru