Своими корнями ткачество уходит в Древний Египет. Но еще задолго до этого ткачеству предшествовало плетение. Материалы для него древние люди использовали самые разнообразные: это и лубяные волокна, и стебли, и полоски меха, даже человеческий волос использовался как материал. Ткачество появилось тогда, когда на смену коротким волокнам пришла длинная нить.
Особенно хочется отметить мастеров художественного ткачества, потомков древних египтян– коптов. Коптские ткани появились параллельно с распространением в Египте христианства, поэтому сначала вытканный на них рисунок носил сакральный характер.
Коптские ткани развили технику шпалеры, а некоторые приемы ткачества используются и поныне.
Наиболее ранней из дошедших до наших дней считается шпалера, вытканная в XI веке рейнскими мастерами. С XII – XIII веков шпалерное искусство развили немецкие мастера, и их работы начали проникать в Скандинавию. А с конца XIV века шпалера распространилась по всей Европе.
Сам термин «шпалера» для определения гладкого сюжетного ковра дошел до нас со времен, когда это слово в переводе с итальянского обозначало решетку для живых цветов. Видимо, мастера-ткачи увидели схожесть своего ткацкого станка с решеткой, обвитой цветами.
В XIV – XV вв. ведущим городом по производству шпалер был Париж, затем Турин. С этого момента название шпалер меняется, ковры теперь называют мильфлеры (в переводе с французского «тысяча цветов») . Название выбрано не случайно, все сюжеты мильфлер располагаются на индиго-зеленом или красном фоне с россыпью цветов, букетов, ягод. Сюжет ковров не только библейский, это и сцены из реальной жизни людей, а также сюжеты средневековой литературы. Производили мильфлеры как кустарные мастера, мелкие ремесленники
французские мастера достигли лучших результатов: на сравнительно небольшой плотности основы рисунок ковра поражает проработанностью деталей. Фигуры людей и животных не такие угловатые, как в немецких шпалерах, мастерам мильфлера удается выткать очень мелкие детали сюжета: бутоны цветов, мелкие ягоды, детали одежды, мимику лица… Колористическое решение ковров тоже значительно изменилось. Складки одежды, растительные мотивы передаются в мягких цветовых и тоновых нюансах. Особенно интересен фон, на котором разворачиваются сюжеты. Он смотрится как кружевной ажур, его можно рассматривать отдельно от сюжета, но в то же время он не мешает и не отвлекает внимание зрителя от основной мысли мильфлера. Как и большинство произведений искусства готического периода, все сюжеты ковра имели иносказательный смысл. Порой за простой сценой жизни людей прочитываются целые романтические баталии. Так, изображая куропаток, уток, соловьев, художники олицетворяли весну, любовь, помолвку, семью. Цветы – гвоздики, незабудки, анютины глазки – были средством объяснения в любви …
Самая прославленная серия мильфлеров хранится в музее Клюни в Париже, называется она «Дама с Единорогом» . Известны также мильфлеры с изображением сцены из жизни сеньоров.