Ольга Александрова
Искусственный Интеллект
(139381)
15 лет назад
Девичья башня
Девичья БашняВ юго-восточной части старого Баку, на одной из бывших прибрежных скал, возвышается монументальное сооружение, названное в народе Кыз-каласы (Девичья башня, Гыз-Галасы) . Редкая по величине, своеобразная по своей объемно-пространственной композиции и необычная в трактовке своих фасадов башня неизменно привлекала внимание путешественников, исследователей, художников, являясь предметом многих дискуссий.
О существовании Девичьей башни известно с XII века (зодчий Масуд, сын Давуда) . Ее высота - 28 метров; диаметр - 16-16,5 метров; толщина стен внизу - 5 метров, наверху - 4 метра. Мощный цилиндрический объем (внутри-8-ярусный) с огромным выступом с восточной стороны. Высота 1-го этажа - 3 метра, остальных - 2,5 метра. В толще ее стен выложена каменная лестница, ведущая на верхнюю площадку. Девичья Башня сложена из известняка; выступающие и заглубленные горизонтальные ряды камня образуют своеобразную ребристую поверхность фасада.
Появление в глубокой древности на Апшероне такого большого, величественного башенного храма окружило храм ореолом легендарных сказаний, неизменно связывающих с ним переживания одной молодой девы, символом страданий которой как бы являлась эта башня. Одна из легенд рассказывает о временах и событиях, когда культ огня находился в самом расцвете. Передаваясь на протяжении многих веков из уст в уста, легенда пополнялась более поздними подробностями. Вот в каком виде она дошла до наших дней:
"Древний город Баде-Кубе (Баку) , окруженный в три ряда идущими зубчатыми стенами, девяносто дней был осажден неприятелем. Внутри этих стен, у самого берега Кульзум-Данизи (Каспийское море) возвышавшийся, черный, еле дымящийся храм совершал все обряды, унаследованные предками для спасения святого очага - столицы огня. Главный жрец храма огня Егирванд (Мобедан) , совершая все таинства обряда культа огня, объявил волнующимся огнепоклонникам: "Завтра шах будет убит, убьет его одна невинная сила". Вдруг открываются двери храма, у дымящегося очага стояла огненная дева с распущенными огненными волосами. Она была освещена святым огнем храма и в руках держала огненный меч. Дева в пламени огня вышла из храма и подошла к главному жрецу, сказавшему ей: "Ты должна спасти священный город - столицу неугасимых огней и храм священный, творением которого являешься и ты". Луноликая, огнесияющая дева последний раз бросила свой взор на возвышающуюся башню - храм и направилась к войскам могучего Нур-Эддина. Огненная дева выполнила свой священный обет и освободила своих соотечественников, но она полюбила убитого ею полководца и, решив умереть после гибели любимого человека, вонзила меч себе в грудь, отдав душу на вечный покой в храме перед священным огнем. Огни храма погасли, и он превратился в башню освобождения, названную в честь погибшей девы Гыз Галасы.
Семь дней и семь ночей продолжали выть то гилавари, то хазри, и только на седьмой день стихли ураганные ветры.
Сейчас же после прекращения ветров далеко от крепостных стен - священного города Баде-Кубе, на расстоянии семи фарсангов начали искриться тусклые огни.
Эти искры были священные и семиглавые огни, они искрились от погаснувшего образа огненной девы. И на этом новом месте был воздвигнут храм, приютивший всех жрецов огня, освещавшего души верующих в силу святого пламени. "
Все это было давно, в далекую дозороастрийскую эпоху. Но пронеслись тысячелетия, и все такая же незыблемая, мощная и несокрушимая стоит эта башня, прекрасно вписавшаяся в многоэтажный силуэт современного города, являясь его самой запоминающейся достопримечательностью