Что вставляли в окна домов до того, как стали использовать стекло?
Когда для этого стали применять стекло? Какое оно было раньше?... А что собой представляли окна?.. .
Подробный, красивый ответ c фото, если можно ;-)



Спасибо всем за ответы!
Современные оконные проемы появились всего несколько веков назад. А в древности, до изобретения стекла, жилые дома окон практически не имели..
Любой проем в стене необходимо было защищать от опасностей внешнего мира и капризов природы: в южных широтах — спасаться от изнуряющей жары, в северных — от холода; кроме того, считалось, что через окна в дом проникают злые духи

Древнейшие постройки цивилизаций Средиземноморья — Египта, Греции, Римской империи — вообще не имели проемов во внешних стенах: их компенсировал внутренний дворик, который служил единственным источником света.
В древнерусских крестьянских деревянных постройках и даже городских зданиях окна были крошечные.
Самыми престижными считались слюдяные оконницы (рамы) . В крестьянских домах для той же цели использовали бычий пузырь, рыбий паюс, холст, тонкие липовые пластины, а в зимнее время — даже простой лед. Эти традиции оказались настолько сильными, что еще сто лет назад в русских деревнях можно было встретить такие окошки, где вместо стекол вставлялась бумага, налимья кожа и слюда.

На смену деревянным теремам и избам пришли каменные постройки. Но окна в них остались такие же, как и раньше. К примеру, в жилых палатах XVII века были окна в виде арочных ниш. Для лучшего освещения их делали так: проем расширялся внутрь помещения. Оконницы (рамы) делали из белого или красного железа, переплетенного сеткой в виде трех- и четырехугольников, кругов, кубов.

В середине века слюду, вставленную в оконницы, стали раскрашивать. Слюдяные оконца разрисовывали фигурками людей, зверей или птиц. Но света они по-прежнему пропускали мало, плохо защищали и от холода. Поэтому окна закрывали ставнями — глухими или со слюдой, обитыми для тепла мехом или сукном, а позднее были придуманы вторые — зимние — рамы.
В эпоху Ренессанса в Европе начали делать большие оконные проемы. В Россию эта новинка пришла при Петре Первом. Интересно, что были созданы образцовые проекты для строительства зданий. К примеру, петровский указ 1714 года гласил: «Каким манером дома строить.. .брать чертежи от архитектора Трезини» . В оконные переплеты наконец-то начали вставлять стекла.
К слову, оконное стекло появилось только в первом веке нашей эры. С началом массового строительства верхних этажей в Риме стекло вошло в употребление. Маленькие окна обычно закрывались целым листом стекла, в большие же вставлялись деревянные или бронзовые рамы. Однако вплоть до 18 века стекло стоило баснословно дорого. Подобную роскошь могли себе позволить только в очень богатых домах. Остальные довольствовались менее ценными материалами…
Самым первым зданием со стеклянными окнами стала баня в Помпеях. Размеры их составляли 0,9х1,2 м. В средние же века центром развития стекольного искусства становится Венеция.
Так, по историческим сводкам известно, что технология производства плоского стекла впервые появилась во Франции в XVII в.
обходились, вставляли бычьи пузыри, паюсные мешки осетровых рыб,
слюду и прочее
но окна были наборные, маленькие
до строительства больших стеклопрокатных машин ровное стекло было дивом и невидалью. если посмотрите на дюреровских рисунках (или в самом домике дюрера в нюрнберге) , к 15 веку в западной европе научились делать стеклянные почти прозрачные кругляши (большие шарики, раздавленные спец. прессом) и стеклить окна в такой причудливой раме вроде кольчуги.
другой вариант на ту же тему - витражи: маленькие кусочки цветного стекла оправлялись в сложную узорчатую составную раму (чаще всего свинцовую) . ввиду немыслимой даже для тех времен трудоемкости, это была большая редкость, посмотреть на которую сходились и съезжались со всей округи,
до середины 18 века ровные оконные стекла были неизвестны.

кроме того, вязкость тогдашнего стекла была ниже нынешних, и, поставленные вертикально, стекла "текли" - если сейчас посчастливится посетить какой-нибудь интерьер с несмененными окнами (видела во франции, англии, италии) , легко заметить, что стекло в нижней части сильно толще и даже иногда слегка "натекает" на раму.
слюдяное окно я видела, в архангельске - и сразу поняла, почему слюда была гос. монополией при романовых: слюдяное окно - это ОЧЕНЬ красиво, гораздо красивее и прозрачнее (!) современного ему стеклянного. впрочем, найти большую цельную пластину слюды было очень трудно (и остается)
http://www.vyborgcity.ru/f_krugbashna/krugbashna_07.jpg
это в Выборге
и потому большое единое слюдяное окно было огромной редкостью. в основном, и здесь на помощь приходили составные рамы.
разумеется, и стеклянные окна, и слюдяные были дороги и потому оставались привилегией знати. в крестьянских избах оконные проемы затягивали чем-нибудь полупрозрачным: вощеной бумагой, бычьими пузырями.
Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (откуда паюсная икра) – такое окно называлось паюсным.
Если обратиться к истории российских окон, мы увидим, что они развивались не так быстро, как окна в Европе, и были весьма своеобразны. Самым ранним видом окна в России считается узкое волоковое окошко из кожи или слюды, выпиливаемое из куска стены. Оно предназначалось для пропуска дыма и свое название получило от задвижки-волока, при помощи которой окно закрывали. Его сменило четырехугольное косящее окно, вставляемое в стенной проём. Оно состояло из двух косяков – отсюда и название. В колоду вставляли оконницу – деревянную раму, в которой были слюдяные или паюсные (сделанные из бычьего пузыря) «стёкла» , которые практически не пропускали солнечного света, но в фольклоре именовались не иначе как «хрустальными» . Стекольчатые окна появились лишь во второй половине семнадцатого века. В некоторых окнах сочетались кусочки стекла и слюды. В это же время начали делать большие окна, называемые «красными» . Они были различных форм: от совершенно круглых до окон в форме буквы «Д» . Снаружи окна закрывали ставнями, изнутри затворяли причальниками. Щели между стеной и колодой закрывали наличниками, покрытыми ритуальным орнаментом. В центре верхнего наличника обязательно рисовали солнце, справа и слева от него – богини отпугивавшие нечистую силу от дома. Наличники покрывали символами воды и земли.
Бычий пузырь.
Других вариантов ответа не может быть: слюда, бычий пузырь