Некоторые легенды, предания и литературные источники подчас возводят родословную древней игры по меньшей мере к первочеловеку Адаму.

Однако почему-то с момента появления шахмат в Европе резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом были едины представители различных направлений христианства. В 1161 году католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своем письме к папе Александру II он назвал шахматы «измышлением дьявола» , «игрой непристойной, неприемлемой» . Основатель ордена тамплиеров Бернар в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Французский епископ Аид Сюлли в 1208 году запретил патерам «прикасаться к шахматам и иметь их на дому» . Глава реформистского крыла протестантской церкви Ян Гус также был противником шахмат.

Под влиянием церковного неприятия запрещали игру в шахматы король польский Казимир II, французский Людовик IX (Святой) , английский Эдуард IV. На Руси православная церковь также запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором.

Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причем среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше) , чем среди прочих сословий. В Европе в 1393 году Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещенных игр. В России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII—XVIII века этот запрет фактически не действовал.

Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья.

При Петре I ассамблеи проходили с непременными шахматными играми. Частыми партнерами царя были, к примеру, придворный священник Иван Хрисанфович, новгородский епископ Феодосий.

Интересен донос казанского митрополита Сильвестра Холмского на митрополита Феодосия Яновского (1731 г.) , что тот, «будучи в Москве, оставя церковные службы и монашеское преданное правило … тешился в шахматы и в том ненасытно забавлялся… Да он же … на московском подворье велел … с колокольни старинные колокола продать, чтобы не мешали ему всю ночь в шахматы играть» .
И лишь в 18 веке церковь, убедившись в том, что шахматы неискоренимы, ибо любимы народом, снимают свои запреты с древней игры. В словаре иеромонаха Берынды (1627 г. ) уже говорится, что шахматы следуют толковать как «хитрость» , что в те времена значило высокое умственное развитие человека.