Дирижерская палочка — это орудие убийства, предмет роскоши и повод для позерства. Текст Екатерины Бирюковой
Палочка считается продолжением руки. Она должна быть легкой и светлой, чтобы выделяться в темноте, которая часто сопутствует дирижированию.
Средняя стоимость палочки — $15; средняя длина — 75 см.
Как правило, палочки делают из бука, клена, яблони, ореха, березы или красного дерева. В некоторых областях популярны палочки из серебра и золота. Например, Юрию Темирканову на его 60-летие тогдашний питерский губернатор Яковлев подарил палочку, усыпанную изумрудами и сапфирами.
У дирижерской палочки много предков. Некоторые мастера дирижировали скрипичными смычками и нотными рулонами, композитор Феликс Мендельсон использовал обтянутые кожей трости, а его коллега Гектор Берлиоз предпочитал сучковатые ветки.
У каждого маэстро свои предпочтения относительно ручки. Ручки бывают разные: например, в форме яйца или в форме расплющенной улитки.
Российский дирижер Валерий Гергиев всегда возит с собой целый комплект дирижерских палочек, к которым подпускает только директора оркестра. В последнее время он предпочитает очень короткие палочки. Пару раз даже казалось, что он дирижирует зубочисткой.
Если исполняется что-нибудь вроде оратории, где есть и оркестр, и хор, то обычно обходятся без палочки — так уж исторически сложилось, что хоровики привыкли к чистой руке.
Наедине с оркестром, впрочем, многие дирижеры тоже откладывают свое орудие, особенно в медленных частях. Так любили делать Караян, Бернстайн, Светланов. Строгие ценители искусства считают, что это сплошное позерство.
Самая необыкновенная палочка появилась в позапрошлом веке в парижском театре «Опера комик» , когда в середине оперетты Оффенбаха вдруг погас свет. Дирижер не растерялся, достал сигару, которую приберегал для антракта, зажег ее и продолжал с ее помощью свою работу.
Самое знаменитое в истории музыки увечье дирижерская палочка нанесла французу Жану Батисту Люлли, придворному композитору Людовика XIV. В те времена она называлась баттутой и представляла собой здоровенный посох вышиной в человеческий рост. Разучивая со своим оркестром Te Deum, назначенный к исполнению по случаю нездоровья короля, Люлли случайно долбанул себе баттутой по ноге и вскорости умер от гангрены.
Самым скупым жестом в истории музыки обладал Фриц Райнер, глава Чикагского оркестра. Его палочка была длинной, но почти не двигалась, заставляя музыкантов неотрывно и напряженно вглядываться. Утомленный таким поведением дирижера, главный контрабасист принес на репетицию телескоп и время от времени поглядывал сквозь него на мистера Райнера. Райнер делал вид, что ничего не замечает, и только в конце репетиции достал из кармана бумажку, что-то на ней написал и издалека показал контрабасисту. Тот взглянул в телескоп и прочел: «Вы уволены» .