
основные разделы языкознания?

Ученик (136), закрыт 4 года назад
Лучший ответ
Языкознание - наука о естественном человеческом языке и вообще обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Различают наиболее общие и частные разделы языкознания. Один из крупных разделов Я - общее Я - занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в Я по своему предмету - либо по отдельному языку (русистика) , либо по группе родственных языков (романистика) .

Частные разделы языкознания.

Фонетика ориентирована на звуковой уровень - непосредственно доступную для человеческого восприятия звуковую сторону. Ее предметом являются звуки речи во всем их многообразии. Звуки языка изучает также фонология, но с функциональной и системной точек зрения. В качестве исходной единицы и объекта исследований фонологии выделяется фонема. Вводится особый морфологический уровень и исследующая его морфологическая дисциплина - морфонология - изучение фонологического состава морфологической единицы языка.

Грамматика - раздел Я, исследующий слова, морфемы, морфы. В грамматике выделяются морфология и синтаксис. В морфологии в качестве особых разделов Я выделяются словообразование, имеющее дело с деривационными значениями, и словоизменение.

Синтаксис - изучает совокупность грамматических правил языка, сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения (предложения и словосочетания) . Словарем языка занимаются несколько разделов Я: семантика и примыкающие к ней разделы Я (фразеология, семантический синтаксис) . Лексическая семантика - занимается исследованием таких значений слов, которые не являются грамматическими. Семантика - наука, изучающая значение слов.

Фразеология - исследует несвободные лексические сочетания.

Лексикология - исследует словарь (лексику) языка.

Лексикография - написание слова и описание слова. Наука о составлении словарей.

Ономатология - исследование терминов в различных областях практической и научной жизни.

Семасиология раздел языкознания, занимающийся лексической семантикой т. е. значениями тех языковых единиц, которые используются для называния отдельных предметов и явлений действительности. Изучает значение слова от слова. Ономасиология - изучает развитие слова от предмета.

Ономастика - наука об именах собственных. Антропонимика раздел ономастики, изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие антропонимических систем. Топонимика составная часть ономастики, изучающая географические названия (топонимы) , их значение, структуру, происхождение и ареал распространения.

Социолингвистика - состояние языка и общества. Прагмалингвистика - функционирования языка в различных ситуациях общения. Психолингвистика - психологические механизмы порождения речи. Паралингвистика - околоязыковые средства - жесты и мимика. Этнолингвистика - язык в связи с историей, культурой народа.
Остальные ответы
Языкознание, языковедение, лингвистика эти три термина обозначают одно и то же - науку о языке, об общих законах существования и исторического развития человеческого языка.

Разделы языкознания
Общее языкознание изучает общие свойства, присущие любому языку.
Частное языкознание изучает свойства, присущие
1. отдельным языкам (напр. , русистика) ;
2. группам родственных языков (напр. , славистика, тюркология, германистика, романистика) ;
3. определенным географическим областям (ареалам) , где существует ряд разных и часто общих по типу, но не обязательно родственных языков (кавказоведение, балканистика) .

Теоретическое языкознание - научное, теоретическое изучение языка, обобщающее данные о языке; служит методологической основой для практического, прикладного языкознания.

Прикладное языкознание - практическое использование лингвистики в различных отраслях деятельности человека. Вот лишь некоторые из них:

* Лексикография - наука о составлении словарей;
* Вычислительная лингвистика (машинная, инженерная лингвистика) , которая применяется для составления компьютерных программ-переводчиков, шифровки и дешифровки криптограмм;
* Методика обучения иностранным языкам, которая опирается на результаты изучения и описания языков;
* Логопедия - исправление дефектов речи.

Основные лингвистические дисциплины

Фонетика - исследует звуковую сторону языка.
Фонология - функциональная фонетика, использование звуков в речи, исследование общественной стороны звуков.
Лексикология - изучает слова, их значения и употребление.
Семантика (семасиология) - исследует содержание языковой формы, информацию, содержащуюся в языковых единицах.
Морфология - изучает грамматическое строение слов, словоизменение и словообразование.
Синтаксис - исследует строение предложений, правила сочетания слов.

Методы языкознания

1. Описательный метод, применяемый для однородного материала, например, одного языка;
2. Сравнительно-исторический метод, применяемый для изучения родственных языков, их общности и различий, их исторического развития;
3. Сопоставительный (типологический) метод, применяемый для сравнения неродственных языков;
4. Статистический метод, применяемый в прикладном языкознании, для составления словарей, для машинного перевода;
5. Экспериментальный метод, используемый для изучения образования и восприятия речи.

Связь языкознания с другими науками

Языкознание взаимосвязано с рядом наук и научных дисциплин, на которые опираются некоторые важные языковедческие науки и дисциплины. С другой стороны, лингвистика способствует развитию ряда других наук. Ниже перечисляются некоторые смежные науки и приводятся соответствующие им лингвистические дисциплины.
Социальные науки и лингвистические дисциплины, связанные с ними История История языка - наука об историческом развитии языков и языковых единиц.
Этимология (гр. etimon) - наука о происхождении слов.
География Ареальная лингвистика - наука об изучении распределения языков и диалектов.
Диалектология - наука о говорах и диалектах определенного языка.
Этнография Этнолингвистика - наука, изучающая особенности функционирования языка у разных народов.
Социология Социолингвистика - наука о языке как средстве общения, использование языка в различных культурах и социальных группах.
Философия, логика, психология Психолингвистика - наука, изучающая соотношение языка и мышления, законы мышления в языке, психические процессы при образовании речи у детей и взрослых, болезненные нарушения речи у людей (афазии) .
Филология, литературоведение Лингвостилистика - наука, изучающая речевые стили, стилистические особенности языка литературы.
Педагогика Методика обучения иностранным языкам
Общая лингвистика

В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.

* Так, фонетика и графика изучают «воспринимаемую» (слухом или зрением) сторону языковых знаков («план выражения») , а семантика — напротив, их «смысловую» (понимаемую и переводимую) сторону («план содержания») .
* Лексикология изучает индивидуальные свойства отдельных языковых знаков, а грамматика — общие правила их комбинации, употребления и понимания.
* Внутри грамматики принято выделять такие разделы, как морфология (наука о грамматических свойствах слова) и синтаксис (наука о грамматических свойствах предложения и словосочетания) .

Соответствующие дисциплины отличаются друг от друга ориентацией на изучение единиц разных уровней языка:

* Предметом фонетики принято считать такие единицы, как звуки речи, их признаки и классы, фонемы и отношения между ними, а также явления просодики — структуру слога, структуру такта и роль ударения в нём, правила интонации, то есть звукового оформления словосочетаний и предложений.

* Аналогичным образом графика изучает свойства элементарных единиц письменной речи — графем, букв, иероглифов.

* Единицами морфологии принято считать морфему и слово в их взаимоотношениях (правила построения номинативных единиц (словоформ) из простейших сигнификативных единиц (морфем) и, наоборот, членения словоформ на морфемы) .

* Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободное словосочетание (докоммуникативная конструируемая единица) и свободное предложение (коммуникативная конструируемая единица) , а в последнее время — также ССЦ (сложное синтаксическое целое) и, наконец, связный текст. Мельчайшая единица синтаксиса — словоформа с её синтактикой (то есть свойствами сочетаемости) есть инвентарная номинативная единица и в то же время максимальная единица морфологии.

* Единицами семантики принято считать, с одной стороны, более простые (или даже элементарные) единицы — значения с их компонентами и различительными признаками (семами) , а с другой стороны — правила, по которым из этих более простых единиц строятся более сложные содержательные образования — смыслы.

* Единицами прагматики являются человеческие высказывания — конкретные речевые акты, производимые определёнными участниками общения в определённой обстановке, соотносимые с определённой реальностью, ориентированные на достижение определённых целей (в частности, на сообщение) , а также общие универсальные правила создания и интерпретации высказываний.