Сейчас мало кто знает историю Маркизовой лужи, да и вообще это название воспринимается как экзотическое и почти не употребляется петербуржцами.
Однако еще сравнительно недавно оно часто использовалось в обиходе наших потомков, особенно среди моряков-балтийцев. Офицеры-балтийцы и окрестили этим названием Невскую губу - небольшую часть акватории Финского залива, прилегающую к устью Невы. И произошло это в 20-е гг. XIX в.
История этого названия связана с фамилией французского моряка маркиза де Траверсе, нашедшего вторую родину в России. В самом конце XVIII в. во французском флоте служил моряк Жан-Батист де Траверсе. Будучи уже известным военачальником, он после начала Французской революции 1789 г. по сути бежал из Франции на остров Мартиника в Вест-Индии, а затем поселился в своем поместье "Траверсе" в Швейцарии.
В 1791 г. , в период царствования императрицы Екатерины II, маркиз был приглашен на постоянное жительство в Россию и назначен адмиралом гребного флота России. Очевидно, этому назначению содействовало создание в стране, наряду с большими парусными кораблями, большого количества гребно-парусных судов с размерами меньшими, чем у галер. К ним относились скамповеи (парусно-гребные военные суда) , предназначенные для действия в шхерах Финляндии и Швеции, а также бригантины (двухмачтовые парусные суда) .
В то время строительство малых судов было связано с возможностью проведения будущих морских операций в стесненных условиях Невской губы. Так, ее протяженность от устья Невы до основной линии, соединяющей Лисий Нос, Кронштадт и Ораниенбаум, составляла всего 21 км, а максимальная ширина - не более 15 км. Таким образом, площадь акватории губы составляла менее 330 км2.
В период с 1808 по 1828 г. , то есть при императорах Александре I и Николае I, маркиз был назначен управляющим Российским морским ведомством - морским министром. В это время центр российских морских сражений переместился на южные моря. Взгляды же де Траверсе находились под влиянием проведенных войн со Швецией, в основном в стесненных шхерных условиях, малыми кораблями. Министр исходя из возможности ведения Россией морских сражений в таких стесненных условиях, как на Невской губе, так и планировал боевую подготовку, которую он называл "практическим плаванием". Это ни в коей мере не устраивало большинство истинных моряков. Они считали необходимым проведение морской подготовки в открытом море, в условиях качки и шторма. Плавание в условиях Невской губы они считали морской прогулкой, а саму губу прозвали Маркизовой лужей. Это название еще долгое время было в ходу.
В 1875 г. был построен морской канал, спрямивший фарватер на юг, в проходе между Канонерским и Гутуевским островами. Со временем канал превратил Невскую губу в первокласс-ную водную артерию, и название губы - Маркизова лужа - было "смыто" навсегда.
Третий морской Министр Императорского флота России Жан Батист Прево де Сансак де Траверсе (впоследствии в России Иван Иванович де Траверсе)