Всего Казимир Малевич создал семь квадратов.
Два "Красных квадрата" (в собрании ГРМ и в бывшем собрании Николая Харджиева) ,
Один "Белый квадрат" (в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке)
И четыре "Черных квадрата".
Казимир Северинович Малевич (23 февраля 1878 (по другим данным —1879), Киев — 15 мая 1935, Ленинград) — русский художник-авангардист, один из основателей супрематизма — направления в абстрактном искусстве.
Автопортрет, 1912
О квадратах
Вопреки бытующему мнению, все "Черные квадраты", написанные Казимиром Малевичем, разные. "Черный квадрат" Казимир Малевич писал всякий раз, когда ему нужно было ярко представить свое творчество на какой-нибудь крупной выставке. "Квадраты" отличаются по размерам и, как ни удивительно, цветом.
Первый "Черный квадрат" (х/м, 79,5х79,5 см, сейчас в ГТГ) был выполнен в 1915 году для "Последней футуристической выставки картин 0,10". Сохранилась фотография, на которой он виден в красном углу зала, как икона. Сам образ квадрата появился незадолго перед этим, в 1913 году (потом Казимир Малевич писал дату "1913" на всех своих "Квадратах"), в эскизах декораций к футуристической опере "Победа над солнцем", где этот квадрат и являлся победителем солнца – перекрывал красный круг. "Квадрат" 1915 года тоже "победитель солнца". Он написан черной матовой краской поверх цветной супрематической композиции (которая видна в рентгеновских лучах) . Из-за неравномерного высыхания слоев черная краска разрывается, образуя трещины-кракелюр. И в них интенсивно виден красный. Неясно, возник этот необычный эффект из-за технологической ошибки или задумывался изначально.
Второй "Черный квадрат" (х/м, 106х106 см, сейчас в ГРМ) написан около 1923 года Казимиром Малевичем и его ближайшими учениками Анной Лепорской, Константином Рождественским и Николаем Суетиным для триптиха, включавшего также "Крест" и "Круг" (сейчас в ГРМ) . Триптих писался для Международной выставки в Венеции.
Третий "Черный квадрат" (х/м, 79,5х79,5 см, сейчас в ГТГ) был написан в 1929 году для персональной выставки Малевича в Третьяковке. Это наиболее "глухой", плотно покрытый черной краской, самый "беспросветный" квадрат.
Четвертый и последний "Черный квадрат" (х/м, 53,5х53,5 см, ГЭ) , возможно, был написан в пару к "Красному квадрату" (сейчас в ГРМ) для выставки "Художники РСФСР за XV лет", прошедшей в Ленинграде в 1932 году. Два квадрата – черный и красный – были центром экспозиции Малевича на выставке. Четвертый "Квадрат" не такой "глухой", как третий, и видевшие его не оспаривают возможности применить к нему термины "пластичный" и "живописный". Последний квадрат, несмотря на авторскую надпись на обороте "1913 г. ", обычно датируют рубежом 1920-1930-х годов. Он оказался одной из немногих картин Малевича, которые после его смерти не были переданы наследниками художника в Русский музей и оставались в семье. По легенде именно его несли за гробом Малевича в день похорон. После смерти вдовы художника последняя версия "Черного квадрата" вместе с "Автопортретом" и "Портретом жены" Малевича перешла к ее племяннице, которая затем продала ее в коллекцию Инкомбанка.
"Чёрный квадрат" ("Царственный Младенец"), 1915.
"Красный квадрат" ("Женщина в двух измерениях"), 1915.
В каталоге выставки 1915 года он получил второе название — "Живописный реализм крестьянки в двух измерениях".
http://irc.lv/qna?id=102461 [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]