Гранит, прошедший особую обработку, ставший музыкальным "за счет использования неизвестных нам свойств камня".
_____
ПОЮЩИЕ ХРАМЫ ИНДИИ
Можно без преувеличения сказать, что наши далекие предки понимали “душу камня”, были с ним на “ты”, словом, отлично знали свойства этого материала и умело их использовали.
Индию часто называют не только “страной чуд”, но и “страной храмов”. И в самом деле, их здесь десятки тысяч. В некоторых из них наблюдаются интересные эффекты, достигнутые старинными мастерами за счет использования неизвестных нам свойств камня.
Южно-индийские мастера с давних времен были знакомы с искусством обработки камня, в особенности гранита, который громко звенит при ударе. Тамилы назвали его “исей кель”. Колоны, статуи богов, всадников, жертвенные камни, лестницы, изготовленные из “поющего камня”, можно увидеть почти во всех южных штатах Индии - Андхра-Прадеш, Карнатаке, Керале, но более всего этих шедевров сохранилось в Тамилнаде.
В умелых руках каменщиков гранит после кропотливой обработки приобретал резонирующие свойства. Часть блоков начинала “гудеть” на низких октавах, другие чисто и нежно звучали звуками, которые постепенно замирали где-то в камне.
В окраинах тамилнадского городка Тарасупурама есть старинный храм, ступени которого изложенные плитами из “музыкального камня”, а каждая ступенька “звучит” не так, как соседняя. Вызывает искреннее удивление умение мастеров подбирать плиты по толщине, плотности, компоновать их. Постукивая палочкой по ступенькам, можно почувствовать нескладную гамму. Приблизительно за 30 километров на юг от Мадраса, в местности Тируккажикуррама на небольшом холме Санджив среди сотен плит храма Шивы можно найти и “музыкальную”, которая начинает звенеть при прикосновении.
И все же больше всего “музыкальных” колон в храмах. Отдельные колоны и целые группы есть в небольшом тамильском городке Тадикомбу, в Сучинраме возле Тривандрума, в городе Калакаду. Они невысокие — 1—2-метровые; при основе и в верхней части украшенные изысканным орнаментом из каменных цветов и мифологическими изображениями.
Одна из таких “музыкальных колонн” украшает знаменитейший храм богини Минакши в городе Мадурай (штат Тамилнад) . Она одновременно и несущий конструктивный элемент и музыкальный инструмент. При обработке каменного блока нужно было рассчитать все так, чтобы колона выдерживала огромную нагрузку и не утратила резонирующих свойств. Неизвестные мастера с блеском справились с этой задачей: колона звучит даже при легеньком прикосновенье к ней.
Прославился своими “музыкальными” колонами и храм Виттала (штат Карнатака) . Королевский зал храма не имеет внешних стен: его каменная кровля опирается на 56 гранитных колонн. Если ударить по любой из них рукой или каким-то легким предметом, то раздаются звуки бубна, барабана или духовых или струнных музыкальных инструментов. Такие же звуки возникают при прикосновении к колоннам пещерного храма Махавира в Эллори (штат Махараштра) , сооруженного в 814 г. н. э.
http://lib.rus.ec/b/151732/read О химическом составе - ни слова. :(
Может, гранит - обычный, обработка - особая?