


Один знаменитый русский писатель смотрел на ЭТО в Европе, другой - в России. Один из них отвернулся, другой досмотрел .
Оба написали об этом действе. Вопрос: кто из них не отвернулся и почему осуждал второго?
ДополненЭто вторая половина 19 века
Под словом ЭТО подразумевается некое публичное действо, не революция
Один из писателей за 30 лет до этого был не зрителем, а участником такого же события
Возможно казнь.
Евгения, мысль развивать можно, но мне кроме сцены казни из "Идиота" пока на ум ничего не идет.
И скоро редактировать будет уже нельзя. :-)
Приятно было вспомнить и почитать полный ответ.
Спасибо, интересно.
Достоевский ходил смотреть на казнь Млодецкого, пытавшегося убить графа Лорис-Меликова. Писатель желал познакомиться с психологии преступника перед смертью, что могло принести ему пользу в будущих его произведениях.
После "пяти виселиц на Кронверкской куртине" (М. Волошин) , смертная казнь становится в России символом кровавой кровавого и жестокого противоборства между правительством и оппозицией, борьбы государства с собственными гражданами, борьбы, которая в ужасающих формах реализовалась после Октябрьской революции и не прекратилась и по сей день.
Практически каждый интеллигент счел своим долгом выразить к ней собственное отношение. Напротив, отвернуться от этого явления, умолчать о нем считается недостойным. Более того, значение имеют и нравственные причины, по которым писатели и журналисты обращаются к данной теме. Статья Тургенева "Казнь Тропмана" (1870) не могла не возмутить Достоевского: мало того, что в своей статье Тургенев признается в малодушии - в момент казни он отворачивается, но и считает, что не имел права там находиться. Достоевский пишет Страхову: "Вы можете иметь другое мнение, Николай Николаевич, но меня эта напыщенная и щепетильная статья возмутила. Почему он все конфузится и твердит, что не имел права тут быть? Да, конечно, если только на спектакль пришел; но человек, на поверхности земной, не имеет права отвертываться и игнорировать то, что происходит на земле, и есть высшие нравственные причины на то".
Но может быть, Тургенев отвернулся в момент усекновения головы как отвернулся бы любой пуританин при созерцании величайшей непристойности?
Большей непристойностью, чем содомистский грех (а казнь можно смело отнести именно к этой разновидности порока, является скотоложство, в своей театрализованной форме совершаемое как казнь животных. "Есть какая-то особенная причина у того отвращения, что вызывает у нас казнь животных, ведь вообще-то судить человека должно быть более серьезным делом, чем судить животное, а причинять ему страдания - делом более гнусным. Однако повешение лошади или свиньи все-таки кажется нам гнуснее - все равно как повешение безумца или ребенка: ведь они "безответственны". Осужденный всегда может не признать право судьи его судить, может бросить вызов суду, что не совпадает с правом на защиту и чем восстанавливается минимум символической взаимности; но это тайное моральное равенство совершенно отсутствует при суде над животным или безумцем. И вот из-за применения символического ритуала к ситуации, исключающей всякую возможность символического ответа, как раз и возникает особенная одиозность такого рода наказаний". (Жан БОДРИЙЯР. Символический обмен и смерть. ) http://zhurnal.lib.ru/c/chernorickaja_o_l/kazn.shtml
Тургенев И. С. смотрел в Европе и отвернулся
Достоевский Ф. М. смотрел в России и через 30 лет был его участником .(заменили на каторгу с лишением состояния, и в солдаты .
Действо - смертная казнь
Достоевский - был участником казни (казнили его за участие в петрашевском тайном кружке) , он же осуждал Тургенева, который не смог досмотреть казнь какого-то немца и написал обэтом в одном из своих рассказов.
Рискую ошибиться, Тургенев и Достоевский? Смертная казнь? Отвернулся Тургенев в Европе? (уже сама смеюсь:)))
Ипполит, гаварите?
А я пасмарю, што дальше буэт*