В Е Р О Н А
Высший разум
(1112342)
14 лет назад
Поэма «Мцыри» (1839) явилась последней романтической поэмой Лермонтова. Замысел «Мцыри» Лермонтов вынашивал в течение нескольких лет.
Белинский назвал «Мцыри» любимым идеалом поэта. Почему? Что ценит Лермонтов в человеке, что возвеличивает? Белинский определил это так: «огненная душа» , «могучий дух» , «исполинская натура» . «Огненная душа» делает юношу-монаха страстным существом. «Могучий дух» проявляется в бесстрашной схватке Мцыри с барсом. «Исполинская натура» роднит Мцыри с «людьми прежних дней» , в страну которых он мечтает вернуться.
Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и естественный человек, и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Однако таким Мцыри явился не сразу. «Мцыри» предшествовали сходные по сюжету и замыслу поэмы: «Исповедь» (1831) и «Боярин Орша» (1835—1836). Все три поэмы — исповеди: герой исповедуется, а значит, подводит итоги своей жизни, оглядывается назад, анализирует — что вообще очень характерно для поэзии Лермонтова. Исповедь — это и возглас, и упрек, и вопрос, который исповедующийся обращает перед смертью к живым. Примечательно, что Мцыри исповедуется перед старцем: юность говорит перед опытом, желание перед отрешенностью, гордый дух перед смирением. Исповедующийся осознает тщету своих усилий: «А душу можно ль рассказать?» , но исповедь дает ему возможность «жить, хоть мысленно, опять» .
Объединяет трех героев лермонтовских поэм и романтический конфликт с миром: Мцыри чужд людям, Арсений окружен врагами, испанец «ничего не ждет от людей» . Но в отличие от «Исповеди» и «Боярина Орши» в «Мцыри» не упоминается любовь как сила, направляющая героя. «Яд любви» не отравил сердце Мцыри: юноша стремится обрести Родину, «припасть к груди родной» .
В эпиграфе звучит важная для Лермонтова тема «меда» . «Вкушение меда» — это путь греховного познания сладости жизни, которая запретна для человека и оттого ведет к страданию. Лермонтов поставил эпиграфом к «Мцыри» библейскую строку: «Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю» . Мцыри искал не столько «меда» наслаждений, сколько «меда» свободы, познания, родства. Вся вина юноши-монаха — в его возвышенных стремлениях: он не совершал преступлений, не упивался любовью.
В своей последней романтической поэме Лермонтов усложняет и даже переосмысливает намеченные им ранние традиционные образы. Не случайно исследователи подчеркивают сложную синтетическую форму романтической поэмы Лермонтова.
Поэма «Мцыри» имела многолетнюю историю создания. Поводом к ее написанию послужила встреча Лермонтова, странствовавшего по Военно-грузинской дороге в 1837 году, с одиноким монахом, последним обитателем монастыря — бэри. Ребенком он был пленен генералом Ермоловым. Ермолов вез его с собой, но мальчик, оторванный от семьи и родного селенья, заболел по дороге. Генерал оставил заболевшего ребенка монастырской братии, но горец не смог смириться с монастырем, делал попытки к бегству, после одной из таких попыток оказался на краю могилы. Поэма была навеяна и грузинским фольклором, восхищавшим Лермонтова. Так, эпизод битвы с барсом восходит к древней грузинской песне «Юноша и барс» .
Замысел «Мцыри» намечен Лермонтовым в одной из заметок 1831 года. Лермонтову в ту пору 17 лет — и он размышляет о судьбе семнадцатилетнего юноши-монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных книг не читал. Страстная душа томится. — Идеалы» .
В этих словах — существо трагедии Мцыри. Мцыри молод, одна из черт юной души — жажда познания, открытия мира. Мцыри же, «кроме священных книг не читал» . Его сознание пробудилось, но не имеет пищи. Как одну из причин побега Мцыри называет желание «взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля, // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы» .
В то же время, герой наделен первозданной чистотой — это «библейский человек» , близкий царству