Вера Михайловна Ермолаева (02.11.1893)-(26.09.1937) — живописец, график, активный деятель русского авангарда, художник-иллюстратор. Принадлежала к группе художников, которые под руководством Владимира Лебедева закладывали основы оформления новой детской книги.
Вера Ермолаева родилась в селе Ключи Петровского уезда Саратовской губернии. Она училась в Европе, cначала в народной светской школе в Париже, затем в гимназии в Лозанне. Жизнь и учёба за границей были обусловлены не только модой, но и болезнью: в детстве Вера Михайловна упала с лошади, из-за этого несчастного случая у девочки были парализованы ноги. Родители лечили её у европейских докторов. Сила характера, цельность и нежелание считаться с нудными правилами и предписаниями определили всю жизнь и судьбу художницы.
В 1904 году Ермолаевы вернулись в Россию, а через год перебрались в Петербург. Отец продал имение, организовал кооперативное общество «Трудовой союз» и начал издавать либеральный журнал «Жизнь»
Имя Веры Ермолаевой известно сегодня в основном как ученицы и сподвижницы К. Малевича, однако Вера Михайловна — яркая самостоятельная личность.
Под влиянием Малевича она увлеклась беспредметным искусством. В конце 1920-х – начале 1930-х годов в творчестве художницы появились пейзажи, натюрморты и тематические cерии: «Деревня» , «Спортсмены» , «Мальчики» .
На протяжении всей своей жизни В. М. Ермолаева обращалась к искусству книжной иллюстрации. Сотрудничала с Детгизом, выполнила много иллюстраций для журналов «Чиж» и «Еж» , пишет Лучшие ее детские книги были созданы в творческом содружестве с поэтами-обэриутами А. И. Введенским (Рыбаки, 1929) и Д. Хармсом (Иван Иваныч Самовар, 1930). В 1934 создала цикл цветных литографий к Рейнеке-Лису В. Гёте (Русский музей) , иносказательно отразивших тогдашние политические реалии (волки в буденновках, которые тащат зверей к судье-«Медведю» – фамилия тогдашнего начальника ленинградского НКВД) .
Азартно экспериментировала, отважно решала самые сложные пластические темы, работала с пространством очень по-разному. И всегда убедительно. Рожденная дворянкой, Вера Ермолаева уже с 19 лет стала учиться в популярной среди левых художников петербургской студии М. Бернштейна. В 1910-е годы училась в Мекке мирового модернизма, Париже. Восхищалась Сезанном, Пикассо, Браком, Дереном. Футуристический арт-эпатаж был главной «фишкой» созданного в 1914 году петербургского кружка «Бескровное убийство» .
«Рейнеке-лис». Книжная иллюстрация- особая страница творчества художницы. Уже в 1918 году Ермолаева работала в знаменитой кузнице изданий русского авангарда - книгопечатной артели «Сегодня». . Она была мощным дизайнером, оформлял гигантские выставочные павильоны СССР в Париже и Нью-Йорке, обложки для книг, придумывал узоры для обоев и для супрематического фарфора, который ныне ценится на вес золота
прирожденный живописец, талантливый иллюстратор детских книг
.Веры Ермолаевой, хоть и жила она в XX веке, судьба гораздо более драматична. На ее имени и творчестве десятилетиями лежало табу НКВД, так как в 1938 году в возрасте 45 лет художницу расстрелялиВера Ермолаева получила пять лет лагерей, была направлена под Караганду. По истечении срока получила еще пять лет. По свидетельству Владимира Стерлигова, который был с нею в лагере, ее вместе с партией заключенных посадили на баржу и высадили на песчаном острове в Аральском море. Точное место и дата ее смерти долгие годы были неизвестны. Официальная версия гласила, что Ермолаеву расстреляли, по другой легенде, ее вместе с заключенными посадили на баржу, которую затем затопили.
N - art ™Высший разум (1647159)
14 лет назад
1893, Петровск, Саратовская губ. - 1938, Карагандинская обл. Художественное образование В. М. Ермолаева получила, занимаясь в частной школе-мастерской М. Д. Бернштейна в Петербурге (начало 1910-х гг.). Сблизившись с художниками-новаторами, объединившимися в "Союзе молодежи", особенно с К. С. Малевичем, оказавшим на нее сильное воздействие, она стала одним из активных деятелей русского авангарда. В 1919 г. Ермолаева переехала в Витебск, где возглавила Народную художественную школу, вскоре преобразованную в Художественно-практический институт. Вместе с Малевичем и его учениками, также оказавшимися в Витебске, она участвовала в организации Уновиса ("Утвердители нового искусства"), ставившего целью развивать и пропагандировать принципы супрематизма. В 1922 г. вернулась в Петроград и продолжила исследования, начатые Уновисом, в Гинхуке, где руководила лабораторией цвета (1924-26). Живописное творчество Ермолаевой до сих пор почти не изучено. Она начинала как верная последовательница Малев