Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Что известно о творчестве и судьбе художницы Веры Ермолаевой?

A-stra Гений (78526), закрыт 14 лет назад
Эта женщина достойна по меньшей мере подробного рассказа...
Лучший ответ
N - art ™ Высший разум (1647159) 14 лет назад
Вера Михайловна Ермолаева (02.11.1893)-(26.09.1937) — живописец, график, активный деятель русского авангарда, художник-иллюстратор. Принадлежала к группе художников, которые под руководством Владимира Лебедева закладывали основы оформления новой детской книги.
Вера Ермолаева родилась в селе Ключи Петровского уезда Саратовской губернии. Она училась в Европе, cначала в народной светской школе в Париже, затем в гимназии в Лозанне. Жизнь и учёба за границей были обусловлены не только модой, но и болезнью: в детстве Вера Михайловна упала с лошади, из-за этого несчастного случая у девочки были парализованы ноги. Родители лечили её у европейских докторов. Сила характера, цельность и нежелание считаться с нудными правилами и предписаниями определили всю жизнь и судьбу художницы.
В 1904 году Ермолаевы вернулись в Россию, а через год перебрались в Петербург. Отец продал имение, организовал кооперативное общество «Трудовой союз» и начал издавать либеральный журнал «Жизнь»
Имя Веры Ермолаевой известно сегодня в основном как ученицы и сподвижницы К. Малевича, однако Вера Михайловна — яркая самостоятельная личность.
Под влиянием Малевича она увлеклась беспредметным искусством. В конце 1920-х – начале 1930-х годов в творчестве художницы появились пейзажи, натюрморты и тематические cерии: «Деревня» , «Спортсмены» , «Мальчики» .
На протяжении всей своей жизни В. М. Ермолаева обращалась к искусству книжной иллюстрации. Сотрудничала с Детгизом, выполнила много иллюстраций для журналов «Чиж» и «Еж» , пишет Лучшие ее детские книги были созданы в творческом содружестве с поэтами-обэриутами А. И. Введенским (Рыбаки, 1929) и Д. Хармсом (Иван Иваныч Самовар, 1930). В 1934 создала цикл цветных литографий к Рейнеке-Лису В. Гёте (Русский музей) , иносказательно отразивших тогдашние политические реалии (волки в буденновках, которые тащат зверей к судье-«Медведю» – фамилия тогдашнего начальника ленинградского НКВД) .
Азартно экспериментировала, отважно решала самые сложные пластические темы, работала с пространством очень по-разному. И всегда убедительно. Рожденная дворянкой, Вера Ермолаева уже с 19 лет стала учиться в популярной среди левых художников петербургской студии М. Бернштейна. В 1910-е годы училась в Мекке мирового модернизма, Париже. Восхищалась Сезанном, Пикассо, Браком, Дереном. Футуристический арт-эпатаж был главной «фишкой» созданного в 1914 году петербургского кружка «Бескровное убийство» .
«Рейнеке-лис». Книжная иллюстрация- особая страница творчества художницы. Уже в 1918 году Ермолаева работала в знаменитой кузнице изданий русского авангарда - книгопечатной артели «Сегодня». . Она была мощным дизайнером, оформлял гигантские выставочные павильоны СССР в Париже и Нью-Йорке, обложки для книг, придумывал узоры для обоев и для супрематического фарфора, который ныне ценится на вес золота
прирожденный живописец, талантливый иллюстратор детских книг
.Веры Ермолаевой, хоть и жила она в XX веке, судьба гораздо более драматична. На ее имени и творчестве десятилетиями лежало табу НКВД, так как в 1938 году в возрасте 45 лет художницу расстрелялиВера Ермолаева получила пять лет лагерей, была направлена под Караганду. По истечении срока получила еще пять лет. По свидетельству Владимира Стерлигова, который был с нею в лагере, ее вместе с партией заключенных посадили на баржу и высадили на песчаном острове в Аральском море. Точное место и дата ее смерти долгие годы были неизвестны. Официальная версия гласила, что Ермолаеву расстреляли, по другой легенде, ее вместе с заключенными посадили на баржу, которую затем затопили.
N - art ™Высший разум (1647159) 14 лет назад
http://rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2008/proizvedeniya_very_mihajlovny_ermolaevoj/
http://pointart.ru/index.php?p=gallery&action=showimages&galid=94&area=1 --2источника откуда иллюстрации и живопись.
http://pointart.ru/index.php?type=review&area=1&p=articles&id=120 --Тут ещё БИОГРАФИЯ,деятельность.
N - art ™Высший разум (1647159) 14 лет назад
1893, Петровск, Саратовская губ. - 1938, Карагандинская обл. Художественное образование В. М. Ермолаева получила, занимаясь в частной школе-мастерской М. Д. Бернштейна в Петербурге (начало 1910-х гг.). Сблизившись с художниками-новаторами, объединившимися в "Союзе молодежи", особенно с К. С. Малевичем, оказавшим на нее сильное воздействие, она стала одним из активных деятелей русского авангарда. В 1919 г. Ермолаева переехала в Витебск, где возглавила Народную художественную школу, вскоре преобразованную в Художественно-практический институт. Вместе с Малевичем и его учениками, также оказавшимися в Витебске, она участвовала в организации Уновиса ("Утвердители нового искусства"), ставившего целью развивать и пропагандировать принципы супрематизма. В 1922 г. вернулась в Петроград и продолжила исследования, начатые Уновисом, в Гинхуке, где руководила лабораторией цвета (1924-26). Живописное творчество Ермолаевой до сих пор почти не изучено. Она начинала как верная последовательница Малев
N - art ™Высший разум (1647159) 14 лет назад
Она начинала как верная последовательница Малевича, но во второй половине 1920-х гг. стала вырабатывать свой способ передачи предметной формы. Значительную роль в этом сыграла поездка летом 1928 г. на берег Белого моря, от куда она привезла серию пейзажей, отличавшихся живописной экспрессией и повышенной силой цвета. В начале 1930-х гг. Ермолаева работала над серией "Деревня", добиваясь в ней монументальной укрупненности изображаемого, а в 1934 г. написала ряд полуэкспериментальных натюрмортов, в которых, отказываясь от цвета, успешно оперировала живописно-пластической трактовкой предметов.
Остальные ответы
Вчерашнее Лето Гуру (4275) 14 лет назад
В конце 1934 года, после убийства Кирова, Ермолаеву арестовали и приговорили к трем годам лагерей — приговор по тем временам почти оправдательный. Однако перед самым освобождением в 1937 году Вера Ермолаева была вторично осуждена по тому же обвинению (видимо, план по расстрелам плохо выполнялся) , приговорена к расстрелу и казнена. Первая ее выставка прошла в ЛОСХе в 1972 году, реабилитировали художницу только в 1986-м. Хотя бы ради этого стоит идти на выставку, даже если вы не искусствовед и не фанат искусства 1920-30-х — ради приговора. Поглядеть, как художника схватили из-за мольберта, скрутили и уничтожили, жестоко и совершенно бессмысленно, даже с точки зрения ущербной чекистской логики.

Вера Ермолаева была ученицей сначала Марка Шагала, а потом Казимира Малевича. Сразу после революции Наркомпрос послал совсем молодую художницу в Витебск — туда, где кипели страсти революционного авангарда. Быть в Витебске, быть художником и оставаться в стороне от новейшего искусства в те годы было абсолютно невозможно. Вера Ермолаева поступила в открытую Шагалом Народную художественную школу (после отъезда Шагала она какое-то время была ее ректором) , вскоре познакомилась с Малевичем и, покоренная его харизмой, вошла в основанное Малевичем общество "Утвердителей нового искусства" (УНОВИС) . Однако "настоящей авангардистки" из нее не получилось. Хотя в УНОВИСе Ермолаева и рисовала супрематические композиции из кругов и квадратов (их рисовали все члены секты неистового Казимира) , круги и квадраты закончились очень быстро, стоило девушке начать самостоятельную жизнь в искусстве. На выставке у нее лишь несколько по-настоящему авангардных рисунков — кубистические и футуристические беспредметные композиции, выдающие если не знакомство, то созвучие с работами Пабло Пикассо, Умберто Боччони, Фернана Леже.
Уйдя во второй половине 1920-х в свободное плавание, Ермолаева занималась в основном книжной иллюстрацией, а в свободное время писала картины. Чтобы опознать в ее иллюстрациях авангардную школу, чаще всего нужно иметь наметанный глаз и знать, что искать. Ее наброски к Салтыкову-Щедрину — образчики совершенно классического, школьного рисунка. В иллюстрациях к детским книжкам Николая Асеева, Александра Введенского и ее собственным влияние модернизма угадывается, но не более чем оно угадывается во всей визуальной продукции конца 1920-х, будь то фотография, мода или дизайн. В 1933 году Ермолаева пишет серию "Деревня" — портреты крестьян, рыбаков, деревенских баб. Ее крестьяне лишены лиц: сказывается инерция пинка, полученного от учителя Малевича. Но и цветовые переходы, и пластика поз ее "Рыбака с корзиной" или "Бабы с граблями и ребенком" выдает и полученное ранее академическое художественное образование, и, что важнее, склонность изображать на картине человека, а не метафизический знак.

Если рассматривать собственно искусство, вынеся за скобки иллюстрации и мелкую халтуру вроде эскизов для оберток мыла и конфетных коробок, основной корпус работ Ермолаевой — это пейзажи и натюрморты. Художницу интересовали вопросы чистой живописи: цвет, тон, мазок. Ее сельские пейзажи — крупные цветовые массы, наползающие друг на друга и неожиданно гармонично сливающиеся. Натюрморты — опыты с цветом. То есть в первой половине 1930-х художницу занимали совершенно абстрактные профессиональные проблемы. Второй же половины не было. Витрина с документами по суду и приговору — пожалуй, самая сильная часть выставки. В вину Ермолаевой вменялась "антисоветская агитация среди окружающих и членство в контрреволюционной группировке с целью наладить нелегальную связь с заграницей". Следователем Тарновским установлено, что служащая Ермолаева "является автором ряда контрреволюционных произведений, в которых резко отразила свое отрицательное отношение к советской действительности".
Марина Таланкина Гений (81525) 14 лет назад

Вера Михайловна Ермолаева (1893-1937) русский живописец, график, художник-иллюстратор, деятель русского авангарда.
В детстве Вера упала с лошади, что вызвало паралич ног. Впоследствии она могла ходить только с помощью костылей. Ермолаева получила образование в Европе — в светской школе в Париже и в гимназии в Лозанне. Несмотря на свое дворянское происхождение, принадлежала к поколению художников, звавших и поддерживавших революцию в России.

Им казалось, искусство наконец-то станет свободным. В 1919 году именно революционные убеждения привели Ермолаеву из Петрограда в Витебск, где Марк Шагал затеял художественное училище для народных масс. Когда Шагал покинул и Витебск, и страну, главой заведения стал Казимир Малевич. Его идеи явно импонировали Вере Ермолаевой, которая поддержала УНОВИС (общество Утвердителей нового искусства) и включилась в коллективную практику супрематистов. По возвращении в Петроград связи не оборвались: Ермолаева работала в Институте художественной культуры, основанном Малевичем. Но ее собственная эволюция вела в другую сторону. Супрематизм переставал казаться единственно верной концепцией.
Легендарная авангардистка стремилась преодолеть концепцию супрематизма, но не успела создать собственную.

Последние годы жизни она много занималась книжной иллюстрацией – по счастью, там ей удавалось реализовывать свои художественные установки. Она принадлежала к группе художников, которые под руководством Владимира Лебедева закладывали основы оформления новой детской книги. Вера Ермолаева, кроме всего прочего, оформила несколько удивительной красоты детских книжек. Например «Иван Иваныч Самовар» Хармса.

В 1934 году, когда Ермолаеву арестовали и вынесли первый приговор (тогда еще не смертный) , в Ленинграде «мели» всех подряд – дело было сразу после убийства Кирова. Художница возглавляла кружок «живописно-пластического реализма» , участники которого собирались вместе и дискутировали об искусстве. Чем не «контрреволюционная деятельность» ? Наверное, при ином раскладе небесных светил Ермолаева могла бы и избежать прямых репрессий, но кислород бы ей перекрыли в любом случае. Тот «живописно-пластический реализм» , который она исповедовала, существенно отличался от ненавистного власти абстракционизма – но и с социалистическим реализмом не имел ничего общего.
Долгое время бытовала легенда, что она вместе с другими заключенными погибла при затоплении баржи в Аральском море. Но нет, архивные документы подтвердили: была применена банальная «высшая мера пролетарского возмездия» .
Иллюстрация Веры Ермолаевой к книжке Хармса "Иван Иваныч Самовар"

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1011363
http://www.gazeta.ru/culture/2009/01/27/a_2930968.shtml
Похожие вопросы