Лена Волга
Мудрец
(12594)
14 лет назад
О былинах, об их научном значении, об их истоках много спорят. Одни исследователи видят в них главным образом мифы, произведения народной фантазии, отражения народного мировоззрения. Для других былины — сказы о действительных событиях нашей древней истории.
Что же, былина былине рознь. Некоторые былины, как известно, от начала до конца выдуманы сказителями совсем недавно — за последний век. (Правда, таких немного. ) Говоря об остальных, надо помнить, что первые отвечающие научным требованиям записи былин вообще были сделаны чуть больше ста лет назад, что до тех пор былины жили лишь как памятники устного народного творчества, переходя из уст в уста. При этом одни сказители старались только передать услышанное, ничего не меняя, не убавляя и не прибавляя. Другие обращались с неписаным "текстом" былины вольно, давая подчас свои домыслы, выбрасывая непонравившиеся или непонятные куски. Кроме того, некоторые изменяли, сокращали или комбинировали потому, что им попросту изменяла память.
К тому же, до записи былины дожили не на юге, не под Киевом — не в той части Руси, где происходили описываемые в них события, а главным образом на далеком севере, в Прионежье, в Карелии, в Сибири. Конечно, в совершенно иной природной и бытовой обстановке многое получило и иной, часто северный, таежный колорит.
При всем том несомненно, что начало свое былины ведут еще от XI—XIII веков, от времен Киевской Руси, что в них, кроме поздних наслоений и древнего сказочного элемента, немало чисто фактического, достоверного исторического материала. В основе содержания ряда былин лежат действительные события.
Бесспорно и то, что ряд излюбленных былинных персонажей — лица исторические, действительно жившие на Руси. В частности, кроме князя Владимира безусловно историчен Добрыня. Летопись неоднократно говорит о нем, как о родственнике и воеводе Владимира. Историки знают и Илью Муромца. О нем, как о богатыре Илье Русском, говорят и одна из норвежских саг XII века и древнегерманский эпос. Очевидно, популярность этого могучего крестьянского сына была очень велика на Руси. И во времена, когда христианство еще только с трудом вытесняло языческие представления из сознания народа, он казался многим существом необыкновенным, сверхъестественным. Не случайно православная церковь, своеобразно борясь с древнеязыческими традициями, перерядила богатыря в праведника и угодника божья и причислила его к лику святых. Где-то, кажется, до сих пор хранятся мощи святого Ильи Муромца.
Нет
Мыслитель
(5944)
14 лет назад
Сложно сказать но по кр мере былины - это быль, то что было, поэтому в этом есть какая то реальность, и это полезнее оч многих явных выдумок.
Лично я думаю что позитивное значение былин хотя и есть какое то, но не слишком большое, поскольку в обществе сейчас везде бардак, это плоды воспитания в т. ч вместе с былинами, скажите что мож былины и полезны но в целом сегодняшее образование влияет на общество не оч хорошо
Ирина ...
Ученик
(163)
14 лет назад
Былины, эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность главным образом 11—16 вв. В процессе многовекового развития Былины изменялись, впитывали события позднейшего времени, а иногда и события более ранней эпохи. Былинные богатства были обнаружены в районах Заонежья, Пинеги, Мезени, Печоры, побережья Белого моря. С конца 18 в. Былины привлекали внимание писателей и учёных, как высокохудожественные памятники народного творчества.
В центре Былины — образы богатырей, наделённых высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. В образе любимого богатыря Ильи Муромца народ создал поэтическую биографию крестьянского сына с его спокойной уверенностью в себе и чуждой аффектации силой. Он стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам (эта тема формировалась ещё в условиях монгольского нашествия) . Столь же поэтичны образы и др. богатырей, охраняющих родную землю, — Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Тема защиты Родины закономерно слита в Былины с темой народной жизни и труда. Так, первый подвиг, который совершил Илья Муромец после исцеления, это корчёвка пней и расчистка поля для пашни. В Былины о Вольге и Микуле Селяниновиче отразилась извечная мечта трудового народа о лёгкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.
Одновременно возникали Былины, запечатлевшие общественный и семейный быт народа (главным образом новгородские) . Наиболее значительны из них — “Садко”, “Василий Буслаев”, сохранившие зарисовки быта средневекового города. Особую группу представляют так называемые скоморошины (“Вавила и скоморохи”, “Небылица”, “Птицы”, “О большом быке”). Искусство народных певцов-сказителей, передававших Былины из уст в уста, из поколения в поколение, умножало разнообразие и богатство былинных персонажей.
Величие образов, отражение особенностей духовного склада народа, его нравственных идеалов, патриотическое содержание Былины высоко ценили русские писатели, композиторы, художники 19 — начала 20 вв. (Н. А. Римский-Корсаков, В. М. Васнецов, И. Е. Репин и др.) .
Поэтика Былины богата и разнообразна. Для характеристики былинного персонажа народ часто пользуется гиперболой. “Троичность” повествования — один из главных приёмов изображения подвигов, подчёркивающий их значительность. Для поэтики Былины характерны постоянные эпитеты, сравнения, параллелизмы. Стих отличается чётким и богатым ритмом, одинаковым количеством ударений в строке. К середине 20 в. Былины почти исчезают из устного репертуара народа и продолжают свою литературную жизнь лишь в книге. См. Народное творчество, Былинный стих.
В 60—80-х гг. 18 в. был составлен первый сборник Былины, имеющий научное значение (Кирша Данилов, “Древние российские стихотворения”, опубликован 1804). Собирателями Былины в 19—20 вв. были П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. ф. Гильфердинг, А. В. Марков, А. Д. Григорьев, Н. Е. Ончуков и др. Изучение Былины начато В. Г. Белинским (в статьях 1841) и продолжено демократической критикой 60-х гг. Связи Былины с исторической действительностью легли в основу трудов так называемой исторической школы во главе с В. Ф. Миллером. Основы современного понимания Былины заложил в начале 20 в. М. Горький в статьях о литературе и фольклоре. Он рассматривал Былины как эпос трудового народа, подчёркивая его коллективное начало, его реалистическую основу и высокие художеств. достоинства.