


Какой именно портрет подарил ценитель ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ КРАСОТЫ своей девушке?. . Я нашла несколько вариантов, но...
Вопрос именно в категорию ЛИТЕРАТУРА! Просьба его не перемещать.
Очень хочу узнать, известна кому-нибудь ТА САМАЯ картина, о которой идет речь в романе (....)
Надеюсь, о том, как связаны между собой имена автора романа, автора портрета и натурщицы, тоже расскажете... .
____
А это портреты, которые ПОЧТИ подходят под описание, данное в книге.



Спасибо всем за ответы и комментарии.
Конечно, речь шла о Иване Гирине и Симе Металиной, героях романа Ивана Ефремова "Лезвие бритвы", картинах Зинаиды Серебряковой и Лидии Ивановой (именно она на всех данных мною портретах) .
Евгения в своем ответе дала практически ту версию, к которой и я подошла к тому моменту, когда задавала вопрос.
Gioko в комментариях озвучила мои сомнения. Получается так: либо Ефремов заблуждался, либо он видел ТУ картину, либо создал свой вариант портрета именно Лидии Ивановой. Последнее предположение звучит абсурдно)) )
Жаль, что далее этого мы не ушли в поисках.
Для меня вопрос остается открытым... .
Вот описание картины, которую Гирин хотел подарить Симе:
" Молодая балерина присела, облокотясь на что-то, с той же ежеминутной готовностью встать, какая была характерна и для Симы. Пышное платье восемнадцатого века, стянутое корсажем, с пышной белой оторочкой, низко открывало точеные плечи и высокую грудь. Обнаженные руки играли страусовым белым пером, а черные волосы из-под тюрбана с жемчужной ниткой спускались по обе стороны стройной шеи двумя густыми длинными локонами. Склоненное к левому плечу лицо привлекало взглядом больших глаз, одновременно пристальных, задумчивых и тревожных, не гармонировавших со спокойной линией маленьких губ и общим старинным обликом лица, с характерным для Серебряковой очерком щек и чуть длинноватого прямого носа. Как хорошо удалось художнице передать светлую одухотворенность всего существа юной балерины, приобретенную долгими годами правильной жизни, воздержания, тренировки, напряженной работы над своим телом"
Я просмотрела всё, что нашла по портретам Лидии Ивановой, а именно о ней идёт речь, как о факте, - совпадающей по всем деталям картины нет. Более всего подходит под это описание портрет другой балерины - Александры Даниловой

Согласитесь, есть определённое сходство и с Лидией Ивановой.. .
Может быть, Гирин, а следовательно, и Ефремов, ошибались, считая, что на портрете именно Лидия Иванова, молодая талантливая балерина, нелепо погибшая во время катания на лодке... ?
Из статьи:
Вечером 16 июня 1924 года юная прекрас звезда петербургского балета, Лидия Иванова должна была выступать в Измайловском саду вместе с Георгием Баланчивадзе (будущим Джорджем Баланчиным) . Накануне она приняла предложение своего знакомого - инженера Клемента прокатиться в лодке по Финскому заливу. По официальной версии, сидевшие в лодке настолько увлеклись починкой мотора, что не заметили приближение крупного пассажирского судна «Чайка» . Произошло столкновение, лодка перевернулась. Троих удалось спасти; Иванова и Клемент погибли. Тела утонувших найдены не были, и похороны не проводились.
Эту историю вспомнил в романе «Лезвие бритвы» фантаст-философ Иван Ефремов, говоря о хрупкости красоты, о безжалостности судьбы, с какой-то непостижимой закономерностью поражающей в первую очередь наиболее гармоничное, наиболее прекрасное, наиболее высокое. В дальнейшем Ефремов назовет эту тенденцию Стрелой Аримана – именем восточного зороастрийского бога зла.
А связь Ефремова и Серебряковой очевидна.... поиски красоты и гармонии ...Представления Ефремова о женской красоте, видимо, совпадали с представлением и изображением этой красоты З. Серебряковой: длинные волосы, соболиные брови, пропорции тела... .
Вы, чей резец, палитра, лира,
Согласных муз одна семья
Вы нас уводите из мира
В соседство инобытия.
И чем зеркальней отражает
Кристалл искусства лик земной,
Тем явственней нас поражает
В нем жизнь иная, свет иной
И про себя даемся диву
Что не приметили досель,
Как ветерок ласкает ниву,
И зелена под снегом ель.
Вячеслав Иванов о Серебряковой) ) Ну а "ценитель" .. писатель-фантаст И. Ефремов))
Может быть, это портрет Ольги Константиновны Лансере кисти Зинаиды Серебряковой? Во всяком случае, Гирин говорит о нем: "Больше всего люблю... портрет жены Лансере - женщины с черными косами".

Именно Иван Гирин "озвучивает" известное суждение Ефремова: "Красота - это наивысшая степень целесообразности.. . Существует объективная реальность, воспринимаемая нами, как безусловная красота".
Автор портрета и натурщица связаны родственными узами. Сама Зинаида Серебрякова - дочь Евгения Александровича Лансере, известного скульптора. Её брат, художник Евгений Евгеньевич - супруг Ольги Константиновны. Ну, а ваш любимый автор, Анна, объединил их силой воображения.
Не перестаю удивляться.. . Тонкому и прекрасному в мире человеческом...