Честь обязывала русского офицера быть настоящим военным (профессионалом) , постоянно учиться, любить свое дело и совершенствоваться в нем, «помнить войну» , прославлять Отечество победами, геройскими делами, не унижать себя и армию поражениями, а тем более «подлой трусостью» .
Честь и достоинство России, армии, офицерства охраняла «победительность» на поле брани. Поражения и неудачи – удел других. Сражаться по-русски – значит побеждать, сопротивляться, не сдаваться ни при каких обстоятельствах, с честью выходить из самых трудных положений. В 1799 году, после знаменитых своих побед в Италии над французами и легендарного Швейцарского похода, Суворов при встрече упрекает генерал-лейтенанта Римского-Корсакова за то, что его корпус был разбит французским генералом Массеной в сражении при Цюрихе 14–15 сентября. И как он это делает! «Александр Михайлович! Что мы? Треббия, Тидона, Нови – сестры… а Цюрих? Как вы отдали честь Массене? Да вы отдали ему честь не по-русски, помилуй Бог, не по-русски… »
Честь требовала от русского офицера быть «мудрым, храбрым, мужественным и искусным военачальником» , всегда «содержащим свое слово» , постоянно готовящим своих подчиненных к будущей войне, непрестанно занимающимся учебой, «наукой из чтениев» . Хорошим тоном почиталось «добывать честь» не в канцеляриях и при дворе, но в бою, в трудах и опасностях. Нерешительный, робкий человек («офицер-немолодец» ) не имел права надевать офицерский мундир. Недаром выше всего в офицерской среде ценилось награждение Военным орденом Святого Георгия, который давался только за боевые заслуги, проявленную при этом выдающуюся личную храбрость (доблесть) .
иногда офицеры шли на врага с одним единственным кортиком.. .
