Конечно духовный подвиг. Возмём к примеру Симеона Столпника, однако чтобы понять суть его подвига, некоторые из них необходимо рассмотреть более подробно. Перед тем как взойти на столп, преподобный Симеон прошёл все ступени монашеского делания, которые знала на тот момент богатая формами христианская аскеза. По свидетельству его ученика Антония, в монастыре он строго постился от воскресенья до воскресенья, раздавая свой монастырский паёк нищим за оградой обители. Суровая практика умерщвления плоти проявилась в уже упомянутом случае с верёвкой от колодезного кувшина. Но это было только начало пути подвижника. Оставив монастырское общежитие, он ищет уединения и безмолвия, духовных упражнений, подготовляющих Преподобного к qewr…a — к особому духовному состоянию, к созерцанию Божества. Проведя три года в затворе, подвижник выходит на свет для того, чтобы не только продолжить, но и усилить свои аскетические подвиги. Под палящим солнцем и в непогоду, он снова и снова возносит молитвы Тому, Кто создал простирающийся над ним необъятный, бесконечный космос. Но и это только начало, приготовление к главному подвигу длиной в 80 лет. К святому стекается народ. Грешники, ищущие молитв и утешения, язычники, жаждущие чудес. С каждым днём людей всё больше и больше. Они толпятся вокруг Преподобного, толкаются, отвлекают от молитвы. В такой ситуации естественно желание подвижника продолжить свои подвиги, желание скрыться, убежать от всех. Но он остаётся с людьми. Остаётся потому, что во-первых, от него бы всё равно не отстали, а во-вторых, решение поделиться тем богатством духовных даров, которые стяжал святой Симеон, — не что иное, как проявление деятельной христианской любви. Строительство столпа стало, с одной стороны, необходимой практической мерой, с другой — имело глубокий символический и миссионерский смысл. Стоя на столпе, Преподобный, не прерывая своих аскетических подвигов, был виден людям. По свидетельству его жития, он отдавал народу три часа своего времени в день. Тут были и болящие, которых он исцелял, страждущие, которых он наставлял. Были язычники, которых привлекали его чудеса и которые принимали крещение после беседы с ним.
В столпничестве преподобного Симеона продолжилось осуществление важнейшей задачи Церкви — свидетельство миру о Христе. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19), — заповедал Господь Своим ученикам. И те выполнили завет своего Учителя. С окончанием апостольского века свидетельство миру продолжилось, но в иной форме: деятельным выражением христианской проповеди стало мученичество [4]. Добровольное шествие на смерть за имя Христово ужасало и потрясало языческий плебс, заставляло задуматься языческую интеллигенцию. Взирая на смерть мучеников, ко Христу обратились многие [5]. Столпничество, в свою очередь, возникло, когда гонения на христиан прекратились. Но смысл стояния на столпе по сути был сродни великому смыслу подвига христианских мучеников.