Живопись в жанре хуаняо - ЦВЕТЫ И ПТИЦЫ Излюбленным жанром китайских мастеров является "хуа-няо" (птицы - цветы) . В нем нашло свое отражение поэтически образное толкование природы, а также воплощение философско-поэтической идеи "великого в малом". В этом малом и на первый взгляд ничтожном, по представлению китайцев заключается безграничная красота окружающего мира.
В Китае чрезвычайно развита благожелательная символика. Цветок мог олицетворять определенное время года, а также различные эпические понятия: стойкость, мужество, благородство, нежность. В соответствии с традиционным ассоциативно-символическим восприятием искусства сложнейшие понятия, все многообразие мира художник «го хуа» может передать лаконичной сценкой, одним или двумя предметами.
Так, пион - символ богатства и процветания; бамбук означает стойкость и мужество; хризантема, орхидея, лотос соответствовали идее "цзюнь цзы" - «истинно благородному человеку» .
Жанр "цветы-птицы" подразумевает более широкое включение изображаемых объектов: насекомых, рыб, лягушек, креветок и даже мелких бытовых предметов. Художникам, работающим в этом жанре, присуща мягкая ирония и очень добрый взгляд на мир.
ХУА-НЯО восходит к древнейшим верованиям, связанным с обожествлением природы. В основном сформировался в 9—10 вв. как отражение в живописи даосско-буддийских представлений о дуальных (двойственных) силах вселенной, воплощенных в каждой частице мироздания (по принципу «великое в малом») ;
с 10 в. наряду с жанром шань-шуй стал одним из самых тонких проявлений средневекового китайского пантеизма, выражая отношение к природе как к упорядоченному и организованному целому.