Почему в России ж/д полотно несколько шире, чем в странах Европы?
На самом деле был проанализирован зарубежный опыт, и проведены расчеты, которые показали, что некоторое уширение колеи позволит, во-первых, удобнее размещать паровые машины и котлы в экипажной части паровозов, а во-вторых - повысить мощность локомотивов, вместимость вагонов и провозную способность дорог при сравнительно небольшом увеличении капитальных затрат. Насчет "нах... шире" - разумеется, не более, чем исторический анекдот. А Фросе Дормидонтовой особо: вспомните, когда жил Петр I, и когда была построена первая в мире (даже не в России) железная дорога!
Это - старый анекдот. Пришли инженеры к царю и говорят: Ну что, будем делать как в Европе, или шире?
-На хер шире!
Так и сделали...
Николай1 приказал сделать не1520, а 1524.
Чтобы показать другим странам что у нас дороги не чуть не хуже чем в других странах.
поскольку все через ж, а ж у нас больше, то больше и колея :)