саня саныч
Высший разум
(706638)
14 лет назад
МАРКСИСТСКАЯ_ФИЛОСОФИЯ_СССР . Уже в первые годы существования Советского государства М. ф. получила широкое распространение. В 1922 был основан первый марксистский философский журнал — “Под знаменем марксизма” (выходил до 1944; с 1947 выходит журнал “Вопросы философии”). В 3-м номере журнала опубликована статья Ленина ”0 значении воинствующего материализма”, в к-рой формулировались задачи, стоящие перед философской наукой, и к-рая оказала большое влияние на всю последующую деятельность советских философов. В эти годы происходило формирование новых философских кадров, тесно связанных с компартией, борьбой за социалистическое переустройство об-ва. Разрабатывались философские вопросы социалистического строительства, с позиций марксизма переосмысливалась история философии, велась борьба за переход ученых-естествоиспытателей, интеллигенции на позиции диалектического материализма. Опубликованные впервые произв. Энгельса “Диалектика природы” (1925) и работа Ленина “Философские тетради” (1929) дали толчок к углубленному исследованию проблем диалектического материализма. Сворачивание творческих философских исследований началось с 30-х гг. , после организованных Сталиным выступлений против т. н. “меньшевиствующих идеалистов” (А. Деборин, Н. Карев и др.) . Особенно тяжелая атмосфера в советской философской науке возникла после публикации работы Сталина “О диалектическом и историческом материализме” (1938), к-рая была объявлена “вершиной” марксистской философии, Тяжелый урон М. ф. в СССР нанесла философская дискуссия 1947 г. , выступление на ней А. А. Жданова, к-рое давало неверные ориентиры исследованиям по теории и истории философии. В период культа личности Сталина мн. советские философы (И. Луп-пол, В. Сережников, Я. Стэн, Д. Га-чев и др. ) были репрессированы. Однако даже в это время жили и действовали ученые, сумевшие в тяжелых условиях осуществлять позитивную работу, в частности, в области философских проблем естествознания (Б. М. Кедров и др. ) и истории философии (В. Ф. Асмус, А. Ф. Лосев) . Осуждение на XX съезде КПСС культа личности положило начало новому этапу в развитии советской философской науки. Он характеризуется значительным расширением тематики исследований и углублением подхода к актуальным вопросам философской науки. Были созданы научные труды, преодолевавшие черты догматизма, а также издания справочного и энциклопедического характера (“Философская энциклопедия*). Результаты, достигнутые нашей философской наукой, показали возросшую роль марксистско-ленинской философии в осуществлении задач, поставленных развитием социальной практики и научного познания. Работа философских учреждений страны (институты философии АН СССР и АН союзных республик, философское общество СССР, философские кафедры крупнейших вузов страны) охватила важнейшие направления развития совр. философского знания. Серьезно расширился круг исследований проблем материалистической диалектики, теории познания, диалектической логики, методологии и логики науки (работы Э. В. Ильенкова, М. М. Розенталя, П. В. Копнина и др.) . Значительные результаты были достигнуты в исследовании философских вопросов естествознания. В работах советских философов (М. Э. Омель-яновского, И. В. Кузнецова и др. ) и естествоиспытателей (П. К. Анохина, Б. Л. Астаурова, Д. К. Беляева, А. И. Берга, П. Л. Капицы, Н. Н. Семенова, В. А. Фока, В. А. Энгельгард-та и др. ) было дано диалектико-мате-риалистическое осмысление новейших открытий в физике, космологии, биологии, кибернетике и др. конкретных науках