Максим Ю. Волков
Высший разум
(203734)
14 лет назад
Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний. Проблемы познания решаются в рамках теории познания (гносеологии) , которая включает в себя следующие составляющие:
– объект познания, то есть то, на что направлено познание,
– субъект познания – конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группа людей, общество в целом) ,
– уровни познания: чувственное (опытное) и рациональное (логическое) ,
– чувственное познание включает в себя:
ощущения – результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека, когда передаются отдельные свойства предмета: цвет, звучание, запах,
восприятия – совокупность ощущений, когда появляется целостный образ предмета,
представления – это возникшие в памяти образы на основе прошлых ощущений и восприятий.
Представление – высшая ступень чувственного познания.
– рациональное познание – процесс абстрактного мышления, который включает в себя три ступени:
понятия – это элементарная частица рационального мышления, отражающее общее признаки предмета и выражающееся с помощью слов и словосочетаний,
суждения – совокупность понятий, которая отражает связи и отношения между предметами и свойствами, они выражаются в виде предложений,
умозаключение – высшая форма рационального познания, когда из нескольких суждений появляется новое суждение на основе законов логики.
Сущностью процесса является получение объективного, и точного знания о внешнем мире. Различные философские школы по-разному отвечают на вопрос о познании мира.
Агностики считали, что получить достоверные знания о мире невозможно. Эмпирики утверждают, что мир познается при помощи ощущений. Рационалисты говорят, что мир познается при помощи разума.
Истина – вот результат всего процесса познания. Она объективна по содержанию, так как не зависит от субъекта познания, но субъективна по форме, ибо не существует вне человеческого сознания.
Истина может быть:
абсолютной – не изменяется в ходе дальнейшего познания (физические константы) ,
относительной – приближенное знание.
Главный критерий истины – это человеческая практика, которая является целенаправленной деятельностью, когда происходит преобразование действительности.
Практика является источником познания. Мы и индивидуально, и социально можем узнать только о том, что включено в нашу практику. На индивидуальном уровне – это все, с чем мы сталкиваемся, в том числе в процессе обучения. На общественном уровне ситуация та же, но только она гораздо шире индивидуальной практики. Познавательная задача возникает, когда мы сталкиваемся с реальной проблемой в практике. Следовательно, практика источник познавательных процессов.
Практика – это цель познания. Все что человек познает, существует для того, чтобы реализовать на практике. Этот тезис не всегда справедлив за пределами общественного познания. У ученого могут быть чисто познавательные мотивы деятельности, не ориентированные на практику. Г. Герц считал, что его открытие электромагнитных колебаний не найдет применения на практике.
Практика – критерий познания. Познающий субъект исходит из правила, что практическая деятельность покажет прав он или нет. Практика находится в движении, что является стимулом развития всего процесса познания.