Vera
Просветленный
(46459)
14 лет назад
«Властителям и судиям» является стихотворным переложением 81-го псалма – так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор – ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета – «Псалтырь» . В державинской оде лексика и многие образы напоминают нам библейскую поэзию:
Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их…
Но, безусловно, содержание оды Державина, основанной на этом библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:
Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
Не внемлют! Видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых» . Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости – вот главная мысль державинской оды:
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Не удивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но и самой императрицей, как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение.
На смену таким «властителям и судиям» , как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Интересно, что во время Французской революции в Париже именно этот 81 псалом, положенный в основу державинской оды, был перефразирован якобинцами-революционерами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком ХVI, впоследствии казненным.
Так связалось воедино в творчестве Державина древняя библейская мудрость, европейская история и российская современность. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое поистине «вечно» и всегда ново.
Mist Irish
Ученик
(197)
14 лет назад
Священные песнопения созвучны любому веку. Державин не просто обличает неправедных, но и вообще отвергает земную власть как жизненную ценность:
"Цари! Я мнил, вы боги властны. "
Цари, как и другие, - смертны, власть царей крадет смерть, смерть
всех уравнивает.