Можно считать, что зарождение матросского танца в приемлемом для нас виде произошло в средние века. Ярким примером этому является
Хорнпайп (hornpipe). Появился около 1760 года, из английских миниатюр (два хорнпайпа — «Ricketts' Hornpipe» и «The Ladies Hornpipe»). Вначале он танцевался исключительно мужчинами в ботинках с жёсткой подошвой, но сейчас его исполняют и мужчины, и женщины. Говорят, что впервые наравне с мужчинами его стали танцевать женщины ирландского графства Корк.
Поскольку танец не требовал много места, он был популярен у матросов, которые плясали со сложенными руками, быстро двигая ногами, при прямом корпусе.
Его-то и заимствовали русские матросы в виде "Яблочка". То есть сами движения известного матросского танца и изначально его ритмический размер - это безусловно англо-ирландский хорнпайп, который на русском флоте просто переплёлся с некоторыми движениями из русской плясовой.
Мы только лишь уложили саму мелодию "Яблочка" в хорнпайп со всеми украшениями.
"Яблочко" - танец военных моряков из балета "Красный цветок" (в первой редакции балет назывался "Красный мак"). Музыку балета написал известный композитор, дирижер и педагог, народный артист СССР Р. Глиэр. Спектакль был впервые поставлен в Москве на сцене Большого театра СССР 14 июня 1927 года. Музыкальной основой матросского танца "Яблочко" и виртуозных симфонических вариаций на эту тему послужила мелодия широко популярной во времена Гражданской войны песни - частушки "Яблочко", текст которой имел множество вариантов, но неизменно свидетельствовал о высоком боевом духе молодой Красной Армии. Напев взят из молдавской народной песни-пляски "Калач" и плясовой припевки на Украине: .
Ой, яблучко, куди ж котишся?
Пусти, мати на вулицю,
Гулять хочеться! Музыкальная тема Глиера не повторяет полностью тему "Яблочка", она на ней основывается. Существовали (особенно в промежутке 1925-1935) советские композиторы и хореографы, создававшие компиляции из различных реально существовавших народных танцев разных областей и присваивавшие им определённые названия. В случае "Смоленского гасачка" такие искуственно созданные танцы потом даже разучивались ансамблями русских народных танцев как народные.
"Яблочко" как мелодия во времена Гражданской войны игралась либо маршем, либо плясовой. Частушки "Яблочко" были наиболее популярны в частях не просто Красной армии, а именно Балтийского флота (откуда, например, собранные тексты попали в первый наиболее полный красноармейский песенник песенник Якушкина и другие издания 20-х годов.
Матросский танец с определёнными движениями в сочетании с мелодией, популярной на флоте попал в руки композитора и хореографа балета "Красный мак". proz*.com/kudoz/english_to_russian/poetry_literature/66631-russian_sailors_dance.html
dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6711
liveinternet.ru/community/3382260/post111564741/
42.yandex.ru/questions/i84338647.1639/