Десислава Семковска
Мыслитель
(9038)
18 лет назад
Предметом науки и философии , с точки зрения гуманизма, не мог быть Бог, ибо он находится за пределами, доступными человеческому разуму, но их объектом, по мнению Петрарки , не должны становиться ни звезды, ни минералы, ни животный мир, то есть ни космос, ни природа как таковая, вне ее непосредственных связей с внутренним, духовным миром человека и проблемой его счастья. В философии Петрарки оказался своего рода утилитаристом. Высмеивая не только алхимиков и астрологов, но и естественно-научные увлечения падуанских аверроистов, поэт-гуманист иронически спрашивал у последних: какую пользу человеку могут принести сведения о том «сколько волос имеется на голове у льва, сколько перьев в хвосте у ястреба, каким образом совокупляются слоны и как феникс, спаливши себя на костре из ароматических веток, вновь воскресает?!». «Для чего,— продолжает он,— познавать зверей, птиц, рыб, змей, если не знаешь природы людей, не знаешь для чего мы существуем, откуда пришли и куда идем или пренебрегаешь всеми этими вопросами».
Объектом философии , считал Петрарка , должен быть только человек, а ее орудием — опыт: прежде всего внутренний опыт личности, т. е. самопознание и самоанализ. Неприкасаемых авторитетов в области философии для Петрарки уже не существовало. Петрарка очень решительно отверг авторитет Аристотеля. И сделал он это вовсе не потому, что склонен был в чем-то недооценивать заслуги крупнейшего древнегреческого мыслителя: просто Аристотель рассматривался Петраркой уже не как орудие божественного откровения в сфере логики и естествознания, а как реально-исторический философ, знания которого были по необходимости ограничены и временем, в которое он жил, и его субъективными возможностями как человека. Петрарка писал: «Я считаю Аристотеля великим i! ученейшим человеком, но все-таки человеком и поэтому полагаю, что он мог не знать кое-чего и даже весьма много:». Аристотель и в этом проявился зарождающийся исто-
ризм европейского гуманистического мышления — был поставлен Петраркой в реально-исторический ряд развития античной философии .
Elena Ermakova
Просветленный
(22396)
18 лет назад
Любоваться недостижимым образом (идеалом) . Достижимый идеал не нужен. А вот тренировать свою одаренность, вдохновение, способности на чем-то постоянном (например, на недостижимом идеале) - это интереснее. И нам польза: сколько веков читаем прекрасную поэзию. Хотя это только потом какой-то систематизатор объявил позицию великого итальянца философией. А сам-то Франческо, думается, был ближе к жизни. И в поэтическом ремесле был очень техничен. Посмотрите оригиналы.. . Сколько раз Лаура говорила: да согласна я. А в ответ примерно: нет уж, нет уж, я лучше воспою.
Источник: я