кроха
Профи
(608)
14 лет назад
Особенности русского романтизма
Главное русло русской литературной революции в первой половине века было таким же, как и на Западе: сентиментализм, романтизм и реализм. Но облик каждой из этих стадий был чрезвычайно своеобразен, причем это своеобразие определялось и тесным переплетением и слиянием уже известных элементов, и выдвижением новых - тех, которые западноевропейская литература не знала или почти не знала.
И для развившегося позднее русского романтизма в течение долгого времени характерно было взаимодействие не только с традициями “Бури и натиска” или “готического романа”, но и Просвещения. Последнее особенно осложняло облик русского романтизма, ибо, как и романтизм западноевропейский, он культивировал идею автономного и самобытного творчества и выступал под знаком антипросветительства и антирационализма. На практике же он нередко перечеркивал или ограничивал свои исходные установки.
Уплотненностью художественной эволюции объяснимо и то, что в русском романтизме трудно распознать четкие хронологические стадии. Историки литературы делят русский романтизм на такие периоды: начальный период (1801 - 1815), период зрелости (1816 - 1825) и период его послеоктябрьского развития. Это примерная схема, т. к. по крайней мере два из этих периодов (первый и третий) качественно неоднородны и им не свойственно то хотя бы относительное единство принципов, которое отличало, например, периоды иенского и гейдельбергского романтизма в Германии.
Начальный период русского романтизма: поэзия Жуковского и Батюшкова. То обстоятельство, что переданное ими настроение разочарования еще осталось в рамках сентиментального элегизма и не достигло ступени отчуждения, резкой вражды и разрыва с действительностью, позволяет видеть в их творчестве самые первые шаги романтизма. Но несомненна разница - у Жуковского “жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло” (Белинский) , томительное стремление “туда! ”, прелесть воспоминаний и неотчетливых видений - чувства, текучая и неуловимая жизнь сердца, “романтизм средних веков”, как это называли; у Батюшкова - эпикуреизм, радость бытия, упоение чувственности, пластичность и изящная определенность формы - сходство с классической литературой античности.
Следующий период русского романтизма более целен и определен, потому что одно лицо выступает как ведущее - Пушкин, в первую очередь как автор “Южных поэм”. Именно под влиянием Пушкина и преимущественно в жанре поэм были выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта. Вместе с тем обозначились и оригинальные черты романтизма, отличающие его, например, от романтизма восточных поэм Байрона: подрыв “единодержавия” (термин В. Жирмунского) главного героя, экстенсивность описаний, заземленность и конкретизация мотивов отчуждения.
Единство и цельность же последующей романтической эволюции настолько условны, что проблематично само понятие “период”. В это время (кон. 20-х - 40-е гг. ) романтическое движение распадается на множество параллельных потоков: философская поэзия любомудров, философская проза В. Ф. Одоевского (цикл “Русские ночи”, 1844), поэзия Языкова, Баратынского и Тютчева, каждая оригинальна по-своему, и Гоголь как автор “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, и Лермонтов. Можно считать, что в лирике, поэмах и драме “Маскарад” Лермонтова русский романтизм достиг высшей точки своего развития. Высота эта определяется предельным развитием романтического конфликта, углублением его диалектики, в частности, сопроникновением противоположных начал (добра и зла) , острой постановкой субстанциональных проблем бытия.
Алексей Качур
Ученик
(245)
8 лет назад
Романтизм появился в России в ту пору, когда борьба между крепостниками и первым поколением дворянских революционеров, выступавших против самодержавного строя и крепостного права, особенно обострилась. Представители прогрессивного романтизма, подвергая резкой критике современную им действительность, рисовали идеалы, которые окрыляли личность, способствовали росту её духовных сил. Исполненные мятежно-протестующих настроении, герои их произведении, наделяемые сильным, независимым характером, не мирятся с общественным злом: они или порывают с обществом, или восстают против него, призывают к борьбе.
Консервативные романтики, не удовлетворённые современной действительностью, пугавшею их непримиримостью классовых противоречий, старались отгородиться от неё, замкнуться в мире мечтаний, в мире призраков из народных легенд и поверий. Свои произведения они наполняли жалобами на несовершенство жизни, на несбывшиеся надежды. Они были далеки от мысли бороться за лучшее будущее.
Романтизм - Конец 18 — первая половина 19 века (от французского romantisme — фантастическое, необычное)
Основные черты романтизма:
Тяготение к субъективному, интуитивному, бессознательному;
Задача не воссоздания, а пересоздания действительности;
Изображение исключительных характеров в необычных обстоятельствах;
Интерес к сложному и противоречивому внутреннему миру человека;
Утверждение человеческой индивидуальности;
Смешение высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;
Трагический разлад мечты и действительности;
Признание недостижимости идеала;
Романтическое двоемирие;
Утверждение романтических ценностей (свобода, борьба, любовь, природа);
Представители романтизма в России : В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А С. Пушкин (отдельные периоды творчества), М. Ю. Лермонтов
Вера Воробьёва
Знаток
(389)
8 лет назад
Основные черты романтизма:
1.Романтическая личность - страстная личность
2.Взгляд на жизнь сквозь "призму сердца"
3.Интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному
4.Мучительное переживания разлада с действительностью
5.Стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, не достижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенного мира
Источник: тетрадь литературы
Мария Гасанова
Ученик
(134)
3 года назад
Русский романтизм явился органической частью общеевропейского романтизма, который был движением, охватившим все сферы духовной жизни общества. Важнейшим принципом эстетики романтизма стала идея самоценности личности. Романтическое движение началось в 1790-х годах в Германии (Шеллинг, Тик, Новалис, Гете, Шиллер); с 1810-х годов – в Англии (Байрон, Шелли, В. Скотт, Блейк, Вордсворт), и вскоре романтическое движение охватывает всю Европу, в том числе Францию. Романтизм не просто направление в литературе, это миропонимание.
Если европейский романтизм был социально обусловлен идеями и практикой буржуазной революции, то источники романтического искусства в России следует искать прежде всего в Отечественной войне 1812 года, в ее последствиях для русской жизни и русского общественного самосознания. Именно тогда появляется почва и для декабристских, и для романтических настроений.
источник: лекция по литературе, 2 курс. Отделение "библиотечное и информационное направление"
Я-будущий библиотекарь, ребят. Так что, пишите смело