Mail.Ru Почта Мой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

смысл названия "человека в футляре" что такое футляр в понимании чехова и почему именно ЧЕЛОВЕК в футляре?

Профи (719), закрыт 3 года назад
Лучший ответ
Писатель предупреждает об опасности обывательщины, житейской пошлости. Незаметно для себя каждый может попасть в “футляр” собственных предрассудков, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться.
Остальные ответы
человек в гробу
Замкнутый человек
Человек в футляре.. . Какое, казалось бы, странное выражение, а как точно оно отражает человеческую сущность.
Чехов рисует человека, которому не нужен этот мир, у него есть свой, кажущийся ему лучше. Там все облачено в чехол, покрыто и внутри, и снаружи. Вспомним, как выглядел Беликов: даже "в очень хорошую погоду" он "ходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате". И зонтик, и часы у него были в чехле, даже "...лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник". Беликов всегда носил "темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх". То есть стремление уйти в футляр давало о себе знать всегда и везде.
Настоящее вызывало истинное отвращение у Беликова, он "всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было". Даже профессия его - преподаватель греческого языка - соответствует беликовскому мировоззрению: она как бы относит нас на много веков назад, в далекое прошлое. А его мышление? Оно тоже все закупорено, зашито. Он даже мысль свою прятал в футляр. "Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь". Почему? Да потому что в запрещении все четко, определенно, понятно. Все в футляре, ничего нельзя. Вот это - идеальная жизнь в понимании Беликова.
Но страшно другое: казалось бы, живешь ты в своем футляре - пожалуйста, живи и дальше. Но не таков был Беликов. Свои цепи, цепи правил, беспрекословного подчинения, истинной любви к начальству, он вешал на весь окружающий мир. И самое интересное, что он добивался своего, угнетая всех невероятной осторожностью, футлярными соображениями, он давил на людей, как бы обволакивая своим темным чехлом.
Беликов против всего нового, яркого, постоянно опасается, как бы чего не вышло, как бы не дошло до начальства! Действительно, возникает ощущение закупоренности, даже безжизненности. Футляр "обволакивает" его мозг, служа "громоотводом", подавляя положительные эмоции на корню. Этот "черный футляр" не выдерживает яркого света, поэтому долой все, даже самые невинные, но не положенные по циркуляру развлечения.
Работая в коллективе, Беликов осознает, что надо бы поддерживать отношения с сослуживцами, а потому старается проявить дружественность, быть хорошим товарищем. Это, конечно, прекрасно, но в чем же эти чувства находят выражение? Он приходит к кому-нибудь в гости, тихо садится в углу и молчит, тем самым, как он думает, выполняя долг настоящего товарища.
Вполне естественно, что эту робкую "серую мышку" никто не любит, да и от него любви не ожидает. Но даже в таком человеке просыпаются какие-то чувства, пусть они очень слабенькие, можно сказать, "еще в самом зародыше", но они есть. И возникают эти чувства по отношению к Варваре Саввишне Коваленко, сестре нового учителя истории и географии. Но и тут Беликов "прячет голову в песок":
Но за футлярностью, захлопнутостью от внешнего мира скрывается очень ранимый человек.
Вспомним, как на него действует карикатура, что он испытывает, когда Варя видит его падающим с лестницы. Эти потрясения пробивают футляр, а для Беликова это равносильно смерти в прямом смысле слова.
Но когда учитель греческого языка умирает, создается впечатление, что именно ради этого момента он и жил. "Теперь, когда, он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет". Да, Беликов не выйдет, но "сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет! "
Афиша Mail.Ru представляет:

Светлана была перспективной пианисткой и счастливой женой. Но в результате несчастного случая у нее...