Alexey Khoroshev
Высший разум
(1625872)
13 лет назад
Гибель душевной чистоты в людях, бездорожье лучших из них - самые страшные для Куприна следствия "железной" цивилизации. (Потому и хочет Бобров взорвать котлы - источник ее кабалы. ) В области, не подвластной Молоху, ищет Куприн свой идеал. И приходит к поклонению исключительной личности - так называемому "естественному человеку". Впервые этот образ появился в поэтической повести "Олеся".
Внешний и внутренний облик купринской героини побуждает вспомнить Марьяну из "Казаков" Л. Толстого. Отношения между "цельной самобытной, свободной натурой" и рефлексирующим посланцем цивилизованного мира сближают повести писателей. Однако автору "Олеси" близок пафос и "Власти тьмы". Полесская деревня у Куприна "окутана тьмой", разобщена, бесчувственна.
Все, кроме главной героини, участники событий: "упорно необщительные крестьяне", полесовщик Ярмола, Бабка Мануйлиха да и сам рассказчик Иван Тимофеевич (от его лица ведется повествование) - связаны с определенной социальной средой, скованы ее законами и очень далеки от совершенства.
Сначала незаметна, завуалирована душевная ограниченность Ивана Тимофеевича. Он будто мягок, отзывчив, искренен. Олеся тем не менее верно говорит о своем возлюбленном: "...вы хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша не хорошая, не сердечная... " На сей раз слабость совсем другого рода, нежели у Боброва: отсутствуют цельность и глубина чувств. Не сам испытывает, а другим причиняет боль Иван Тимофеевич.
Одна Олеся, взлелеянная матерью-природой, выросшая вдали от фальшивых общественных устоев, сохраняет в чистом виде изначально присущие человеку способности. Автор явно романтизирует образ "дочери лесов". Но ее поведение, психологически тонко мотивированное, позволяет увидеть реальные перспективы жизни. Наделенная небывалой силой душа вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения людей. Столь редкий дар выражается в любви девушки к Ивану Тимофеевичу. Олеся как бы возвращает, к сожалению, ненадолго, утраченную им естественность переживаний. А земля и небо украшают встречи возлюбленных: сияние месяца "таинственно расцвечивает лес", березы одеваются "серебристыми, прозрачными покровами", "плюшевым ковром" мха устилается путь.. .
Только слияние с природой (вовсе не патриархальный общинный уклад, как у Л. Толстого) дает чистоту и полноту душевному миру.
" Олеся " - звено "полесского цикла" произведений: "Лесная глушь" (1898), "Серебряный волк" (1901), "На глухарей" (1906). Всюду чувствуется притяжение к " Запискам охотника " Тургенева . Герои, цель, стиль рассказов Куприна, конечно, совершенно новые. Но он так же очарован красочным краем, увлечен разгадкой его обитателей. "Лесной симфонией" называли "Олесю" первые рецензенты.
В ранней прозе во многом проявились творческие принципы Куприна. Он был убежден: "писатель должен изучать жизнь". И сам, как уже говорилось, не боялся коснуться любых подробностей: темных человеческих страстей, неэстетичных деталей быта.