Манускрипты – рукописные книги или кодексы, древнего или средневекового происхождения. После падения Римской Империи, прекращения книготорговли и общего упадка культуры центр производства книг перемещается в монастыри. В раннем средневековье книги использовались только для записи религиозных текстов, да и чтение чего-либо другого не приветствовалось. Грамотность даже среди монахов была невысокой, а подавляющее большинство населения читать не умело вовсе.
Так возникает традиция читать книги вслух, даже находясь в одиночестве. Чтение одной книги могли слушать десятки людей, и это никак не стимулировало производство книг.
В VI—VII вв. в небольших монастырях было всего около десятка книг, в средних – несколько сотен. К девятому веку крупной коллекцией считалось около 500 томов, и даже в конце средневековья в папской библиотеке в Авиньоне и библиотеке Сорбонны в Париже насчитывалось только около 2000 томов.
Скрипторий в аббатстве Фонтэней, Франция Мастерская по переписке рукописей в монастыре именовалась «скрипторий» . Первые скриптории возникли в VI—VII вв. на юге Италии, во Франции, в Ирландии, Испании.
Вначале книгу писали под диктовку, держа материал для письма на коленях. Затем в мастерских появились столы, и копировщики стали работать по отдельности.
Работали в скрипториях только при дневном свете, опасаясь пожаров. Существовали пять основных "профессий" монахов-книжников:
"Копировщики", массово переписывавшие книги "Каллиграфы", которые имели дело с производством книг наивысшего качества "Корректоры", сопоставлявшие и сравнивавшие законченную книгу с рукописью, с которой её копировали "Рубрикаторы", которые рисовали красные буквы. Со временён античности начало другой части текста выделялось красным "Иллюминаторы", рисовавшие иллюстрации Ирландские монахи в седьмом веке вводят пробелы между словами. Традиционно это объясняют тем, что они хотели облегчить себе чтение, так как не очень хорошо были знакомы с латынью. Однако пробелы не прижились до 12-го века, пока не происходит перехода от чтения вслух к чтению "про себя".
Заглавного или титульного листа книги не имели. Текст начинался словами: "Incipit liber" ("Начинается книга") или вообще без них. Так же не существовало оглавления.
Манускрипты часто украшались красочными миниатюрами и орнаментами, многие из которых являются настоящими произведениями искусства. Инициалы, орнамент на полях, декоративные рамки, маленькие картинки и украшения текста, самостоятельные картины на целую страницу - все это были элементы декоративного оформления средневековой рукописной книги. =========== И тд и тд и тд. =========== Поздняя культура манускриптов, датируемая приблизительно с серединой четырнадцатого и до пятнадцатого века характеризуется стремлением к единообразию и более тщательному оформлению книг.
Большое внимание уделяется знакам препинания, читабельному расположению текста, орфографии. Появляются оглавления, аннотации, нумерация страниц арабскими цифрами.
Примерно к 1470 году начинается переход от рукописного манускрипта к печатной книге. =========== И так далее и так далее, и так далее... . ============
В интернете ПОЛНО информации. Но, может, у Вас ограниченно время на поиск?
Источник:http://maxbooks.ru/manuscript.htm. Но распад Римской империи, действительно, затормозил прогресс общества. И как следствие упадок (или даже запрет) - книгопечатания
Долго делали. Месяцами. И целыми артелями. Да еще находились на прокорме у того кто заказал книгу. У них уже было разделение труда. одни носили и набирали шрифт, другие печатали, прокатывали набором бумагу и так далее. Сушили листы. Потом собирали саму книгу. И обложку делали. И проч. Дорогая вещь была - книга.
А еще в более ранние времена книгу собирали из чистых листов. А переписчики, обычно монахи. в ручную переписывали копировали книгу. Это еще дольше было. Пару лет, на одну книгу. :)
Средние века - это 1000 лет "рыцарского" христианского мрака между просвещенной, высоко-развитой Римской империей и Эпохой возрождения. Что они могли делать эти "мастера" ? Под нос себе бормотали всякие заклинания и записывали всякую пост-варварскую мистику на чем попало.