Mail.Ru Почта Мой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Русский язык 5 класс. Что такое МОРФЕМНЫЙ разбор слова; и МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ разбор слова?

Ученик (78), закрыт 3 года назад
Русский язык 5 класс. Что такое МОРФЕМНЫЙ разбор слова; и МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ разбор слова? Подскажите
Лучший ответ
Морфологический разбор частей речи
В каждом билете имеется и другое практическое задание - морфологический разбор. Трудным для абитуриентов кажется сама схема разбора той или иной части речи, порядок разбора. Ничего не надо запоминать механически, надо только понять, что сначала называются наиболее общие признаки частей речи, а потом частные признаки данной формы. Постарайтесь сохранить общую логику разбора.
Мы предлагаем схемы разбора (примерные) и образцы морфологической характеристики слов из предложения, приведенногоо выше (Помните: без текста никакого разбора частей речи быть не может!) .
Образцы морфологического разбора.
Имя существительное:
- начальная форма (именительный падеж, ед. ч.) ;
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род;
- тип склонения;
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Хлеб - имя существительное, н. ф. - хлеб, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе, является прямым дополнением. (Если сообразили, можно уточнить, что в данном значении не имеет формы множественного числа. )
Имя прилагательное:
- начальная форма (И. п. , ед. ч. , м. р.) ;
- разряд (качественное, относительное или притяжательное) ;
- полное или краткое (только о качественном) ;
- степень сравнения (только о качественном) ;
- род (только у единственного числа) ;
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Пустое - имя прилагательное, н. ф. - пустой; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, именительном падеже, является сказуемым.
Имя числительное:
- начальная форма (И. п. для количественного, И. п. , ед. ч. , м. р. -для порядкового) ;
- разряд по значению (количественное, порядковое) ;
- разряд по составу (простое, сложное, составное) ;
- падеж;
- род и число (у порядковых и некоторых количественных) ;
- роль в предложении.
Образен разбора в предложении "прошло три года":
Три - имя числительное, н. ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет, подлежащее.
Местоимение:
- начальная форма (И. п. , ед. ч. , если изменяется по родам и числам) ;
- разряд по значению;
- род (если есть) ;
- падеж;
- число (если есть) ;
- роль в предложении.
Образец разбора:
С него - местоимение, н. ф. - он, личное, 3-го лица, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе, обстоятельство места.
Глагол:
- начальная форма (инфинитив) ;
- возвратный или нет;
- переходный или нет;
- вид;
- спряжение;
- наклонение;
- время (только у изъявительного наклонения) ;
- лицо (у настоящего, будущего времени и повелительного наклонения) ;
- род (у прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе) ;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Убрали - глагол, н. ф. - убрать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, сказуемое.
Причастие (форма глагола настолько "особая", что требует самостоятельной схемы разбора) :
- начальная форма (И. п. , ед. ч. , м. р.) ;
- от какого глагола образовано (инфинитив) ;
- вид;
- время;
- возвратное или нет (о действительном) ;
- переходное или нет (о действительном) ;
- краткое или полное (о страдательном) ;
- род (только в ед. ч.) ;
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора в предложении "Смотрю на падающий снег":
Падающий - причастие, н. ф. - падающий, от глагола "падать", несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в мужском роде. винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.
Деепричастие (также очень своеобразная форма глагола) .
- от какого глагола образовано;
- вид;
- возвратность;
- переходность;
- роль в предложении.

Морфемный анализ показывает, из каких минимальных значимых частей (морфем) состоит изучаемое слово. (корень, суффикс, приставка, окончание, основа)
Остальные ответы
Морфологический разбор - это анализ слова как часть речи.
ну морфемный там типа окончание основа корень приставка суффикс, это двоечкой называют, а морфологический это троечка там разбирать по частям речи, ну у каждой части речи свои признаки)
http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=6DB2703C5EF24C6397AE9F7B85778581
Схема морфологического разбора глагола.

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (неопределённая форма) .

2. Постоянные признаки:

1) вид;

2) возвратность;

3) переходность-непереходность;

4) спряжение.

3. Непостоянные признаки:

1) наклонение;

2) время (если есть) ;

3) лицо (если есть) ;

4) число;

5) род (если есть) .

III. Синтаксическая функция. Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля.. . (И. Соколов-Микитов)

Образец морфологического разбора глагола.

I. Прислушайтесь — глагол, обозначает действие: (что сделайте? ) прислушайтесь.

II. Морфологические признаки.

1.Начальная форма — прислушаться.

2. Постоянные признаки:

1) совершенный вид;

2) возвратный;

3) непереходный;

4) I спряжение.

3. Непостоянные признаки: 1) повелительное наклонение;

2) -

3) 2-е лицо;

4) множественное число;

5) -

III. В предложении является простым глагольным сказуемым.

Существительное разбирается по следующей схеме:

1. Начальная форма.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

— собственное / нарицательное,

— конкретное / абстрактное / вещественное / собирательное,

— род,

— число (для тех существительных, для которых этот признак постоянный) ,

— одушевленность,

— склонение;

б) непостоянные:

— число (для изменяющихся по числам) ,

— падеж.

3. Синтаксическая роль в предложении.
Источник: Из ответов