Напишите пожалуйста анализ Е. Замятина "Дракон". пожалуйста. Замятина "Дракон". пожалуйста
В 1918 году Е. Замятин пишет рассказ «Дракон» . Произведение в высшей степени метафорическое. Смыслообразующими метафорами в произведении являются прежде всего дракон (человеко-зверь, существо, принадлежащее двум мирам) , а также несущийся трамвай как воплощение сумасшедшего мира. При этом сразу же можно отметить особенности функционирования авторской метафоры.
Во-первых, метафора служит ключом для понимания того, что перед нами не только реальность, но и метареальность. Подобное мироощущение вообще-то характерно для критических периодов истории, но в подобном мировидении Замятина нет эскапизма. Скорее наоборот: писатель стремится к наибольшему художественному проникновению, стремится исследовать мир как можно более детально и в разных масштабах. Оттого с одной стороны – «ледяное солнце» и «туманный мир» (Замятин 1989: 147), с другой – взгляд сфокусирован на наименьшем: «красных драконьих лапах» (Замятин 1989: 148) и тельце воробья в этих лапах.
Во-вторых, замятинская метафора двойственна. Дракон предстает перед нами как порождение горячечного бреда «люто замороженного» (Замятин 1989: 147) Петербурга, намеренно одушевленного автором. Скорее всего, поводом для создания этой метафоры послужил зримый образ изрыгаемого тумана: «слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки» (Замятин 1989: 147). Дракон – хищное и сильное существо, которому нетрудно отправить на тот свет человека. И в то же время он отогревает птичку в лапах, отбросив за ненадобностью винтовку.
Образ трамвая по смысловой насыщенности преодолевает свое функционирование на уровне детали и приобретает свойства действующего лица. Следует заметить, что в рассказе почти не существует неодушевленных предметов. Петербург болен и бредит, трамвай скрежещет зубами и несется в неизвестное, даже картуз готов «проглотить» голову своего владельца. Таким образом на уровне предметов разного масштаба иллюстрируется единство мира, который разобщен в своих частностях, но неделим в перспективах исторического развития.
Несмотря на безумную гонку в неизвестность, трамвай идет по рельсам. Это метафора движения в заданном направлении, неотвратимого хода истории. Вспомним, что образ дороги традиционно связан с мотивами странничества, бездомности, человеческой жизни.. . В рассказе «Дракон» Замятин добавляет к традиционному образу трамвай (атрибут городской жизни, технической цивилизации) и делает традиционный образ настолько динамичным, насколько это в соответствии с его пониманием темпа современности. В таком воплощении метафора движения становится своего рода эстетическим ресурсом для литературы последующего периода. Насколько традиционным может быть образ в подобном виде – вопрос спорный. Но то, что он оказался востребованным – факт доказанный.
нууу норм