Насчет Евдокима не скажу потому что незнаю, а вот с Тихоном сложнее, возможно он и писал эту статью, по принуждению. а может и вовсе большевики писали от его уже имени. Известно ведь что патриарх Тихон и в тюрьме был и под домашним арестом, патриарху Тихону очень сильно досталось от Советской власти.
ушёл. прошу прощения если обиделОракул (53115)
14 лет назад
Так же хорошо Тихон отзывается о своем пребывании в ГПУ, где он провел 38 дней. (ВСЕГО !)Тихон подчеркивает в беседе, что он решительно отмежевывается от внутренней и заграничной контрреволюции:
- Я целиком стал на советскую платформу. В то же время я думаю, что церковь должна быть аполитичной, и во всей своей деятельности я буду твердо стоять на этом. Я проверю сведения о контрреволюционной деятельности Антония Храповицкого и других заграничных иерархов, и если обнаружится, что эти сведения верны, я предложу им прекратить контрреволюционную работу, как несогласованную со званием пастыря. ..Ну, а если они меня не послушаются, я их предам церковному суду... Мне предоставлена свобода и, следовательно, право совершать богослужение. Я буду служить в Донском монастыре и в других местах, куда меня пригласят верующие. Если народ захочет, он будет ходить ко мне на молитву.
через несколько дней после смерти В.И.Ленина патриарх Тихон заявил следующее: "По канонам православной церкви возбраняется служить панихиду и поминать в церковном служении умершего, который был при жизни отлучен от церкви... Но Владимир Ильич Ленин не отлучен от православной церкви высшей церковной властью, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души". ("Вечерняя Москва", 25 января 1924 г.)
Синод Калинину
Священный Синод российской православной церкви выражает Вам искреннейшее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ... Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе. Председатель священного синода митрополит Евдоким". ("Известия", N 20, 25 января 1924 г.)