Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Что такое морфемный анализ

alex Ученик (212), закрыт 3 года назад
Лучший ответ
Оксана Олейникова Просветленный (33323) 3 года назад
разбор слова по составу
Остальные ответы
Валерия Буянова Гуру (3064) 3 года назад
МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Цель морфемного анализа (так называемого разбора слова по составу) – выявление структуры слова, точнее – предложенной для разбора словоформы. Морфемному разбору подвергаются только ЧЛЕНИМЫЕ СЛОВА (то есть те, в составе которых можно выделить две и более морфемы) , при этом выделяются как словообразовательные, так и формообразующие морфемы.

ЭТАПЫ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТИ РЕЧИ, ФОРМЫ СЛОВА В ТЕКСТЕ, ИЗМЕНЯЕМОСТИ ИЛИ НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ ДАННОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ИЛИ ДАННОЙ СЛОВОФОРМЫ.

II. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВЫ СЛОВА И ФОРМООБРАЗУЮЩИХ АФФИКСОВ (ФЛЕКСИИ) . Основа слова объединяет формы данного слова (совпадающая их часть) , это общая часть для всех форм, входящих в парадигму слова (в глагольных формах выделяется две основы) . Показатели формы в основу не входят.

III. УСТАНОВЛЕНИЕ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА. При выяснении морфемной структуры необходимо восстанавливать словообразовательную цепочку (словообразующий аффикс фиксирует один словообразовательный шаг от слова к слову) , подбирать родственные слова и их формы.

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА АФФИКСОВ. Необходимо отметить словообразующие и формообразующие (словоизменительные) аффиксы, у последних указать образуемую с их помощью форму.

V. ВЫЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА КОРНЕВОЙ МОРФЕМЫ. Свободный корень способен самостоятельно организовывать слово – только с помощью формообразующих морфем; связанный корень требует других служебных аффиксов. Эти особенности корня необходимо проиллюстрировать.

VI. ПОДБОР ОДНОСТРУКТУРНОГО СЛОВА. Одноструктурным называют слово (словоформу) той же части речи, по строению и типу морфем соответствующее данному, хотя материальное выражение морфем может быть иным.

ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА

Два сдвинутых вместе стола покрываются длиннейшей скатертью.

сдвинутых – страдат. прич. прош. вр. , в полн. ф. , мн. ч. , род. п.

сдвинуть -ых - формообр. : полн. ф. , мн. ч. , род. п.

сдвигать -т- - формообр. : страд. прич. прош. вр.

двигать -ну- - словообр. аффикс

с- - словообр. аффикс

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: с - дви [г] – ну -

КОРЕНЬ СВЯЗАННЫЙ: двиг- а (ть) , с – двиг (ø)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: отогнутый

покрываjются - глагол в форме изъяв. н. , наст. вр. , 3 л. , мн. ч.

покрываться -ют- - формообр. : изъяв. н. , наст. вр. , 3 л., мн. ч.

покрыть -j- - формообр. : образует основу наст. вр.

крыть, кроет -ся - словообр.

-ва- - словообр.

по- - словообр.

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: по - кры - ва - ся

КОРЕНЬ СВОБОДНЫЙ: кры (ть) , кры л [ø]

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: разрываjются

длиннейшей - имя прилагательное, в полн. ф. , ед. ч. , ж. р. , твор. п.

длиннейший -ий - формообр. : полн. ф. , ед. ч. , ж. р. , твор. п.

длинный -ейш- - словообр.

длина -н- - словообр.

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: длин - н - ейш -

КОРЕНЬ СВОБОДНЫЙ: длин (а)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: скучноватый

На столах – нарезанная кружочками колбаса и белые рассыпчатые пышки.

нарезанная – страдат. прич. прош. вр. , в полн. ф. , ед. ч. , ж. р. , им. п.

нарезать -ая - формообр. : полн. ф. , ед. ч. , ж. р. , им. п.

резать -нн- - формообр. : страд. прич. прош. вр.

режет -а- - словообр.

на- - словообр.

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: на - рез – а –

КОРЕНЬ СВОБОДНЫЙ: реж (ешь)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: подписанный

кружочками – имя существительное, в форме мн. ч. , твор. п.

кружочек, кружочка -ами - формообр. : мн. ч. , твор. п.

кружок -к- - словообр.

круг -оч- - словообр.

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: круж - оч – к -

КОРЕНЬ СВЯЗАННЫЙ: круг (ø), круж (ит)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: иголочка

рассыпчатые – имя прилагательное, в полн. ф. , мн. ч. , им. п.

рассыпаться -ые - формообр. : полн. ф. , мн. ч. , им. п.

рассыпать -чат- - словообр.

сыпать, сыплю рас- - словообр.

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: рас - сып – чат -

КОРЕНЬ СВЯЗАННЫЙ: сыпл (ю) , сыпь (ø)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: переливчатый
Светлана Маланова Знаток (404) 3 года назад
Разбор слова по составу: основа, корень, суффикс и т. д.
Татьяна Анистратенко Ученик (144) 3 года назад
разобрать слово по составу том суффикс, корень и все такое