Памятник воздушному мосту в аэропорту Берлин-Темпельхоф (
Flughafen Berlin-Tempelhof), Германия
Автор - Эдуард Людвиг
Памятник воздушному мосту установлен в 1951 году в аэропорту Берлин-Темпельхоф, в основании памятника выбиты имена 39 британских и 31 американских летчиков, погибших в ходе операции "Берлинский воздушный мост" ("Berliner Luftbrücke").
Берлинский воздушный мост (нем. Berliner Luftbrücke) — название операции западных союзников по авиаснабжению Западного Берлина продовольствием во время блокады города со стороны СССР. Берлинский воздушный мост просуществовал с 23 июня 1948 года по 12 мая 1949 года. Первый рейс в Берлин по воздушному мосту состоялся ещё вечером 23 июня. Транспортным самолётом, загруженным картофелем, управлял американский пилот гражданской авиации Джек О. Беннетт. 25 июня генерал Клей издал приказ о создании берлинского воздушного моста, а 26 июня в аэропорту Темпельхоф приземлился первый военный самолёт США, положивший начало операции «Vittles»(«Провиант») . Операция британских ВВС под названием «Plain Fare» стартовала двумя днями позже. Сначала американцы запустили по воздушному мосту небольшие самолёты C-47 «Скайтрэйн» . Позднее стали использоваться и другие модели.
Вскоре стало очевидно, что существовавшая транспортная система воздушного моста, включая самолёты, взлётно-посадочные полосы, техническое обслуживание, разгрузку и планирование маршрутов не в силах справиться с таким увеличением объёма перевозок.
Блокада Западного Берлина была снята 12 мая 1949 года в 00.01, и снабжение Берлина по земле и воде было восстановлено. С июня 1948 года по май 1949 года было перевезено около 2,34 млн тонн грузов (из которых 1,78 млн тонн силами США) , которые составили 1,44 млн тонн угля, 490 000 тонн продовольствия и 160 000 тонн строительных материалов для перестройки аэропортов и строительства новой ТЭЦ в Рулебене, названной позднее в честь первого бургомистра Западного Берлина Эрнста Рейтера. Продовольствие в целях экономии веса поставлялось в порошках.
По воздушному мосту доставлялись только самые необходимые предметы потребления. Качество снабжения населения в это время было хуже времён войны. Вследствие недостаточного топливного обеспечения, истощения населения вследствие плохого питания и дефицита медикаментов зимой 1948—1949 годов резко выросли показатели инфекционной заболеваемости и смертности. В ходе почти 278 тысяч рейсов произошло несколько несчастных случаев со смертельным исходом, в которых погиб 41 британец, 31 американец и не менее 6 немцев.
Аналогичные памятники были позднее установлены в аэропорту Франкфурта и на военном аэродроме в Целле.
Фото - Берлинский воздушный мост
2. Очень хочется расшифровку, что означает .. эта.. . стена ..