Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

В чём, на Ваш взгляд, такая диспропорция потерь у РККА в 1941-м? (+ см.вн)

Сергей Макаревич Оракул (95641), закрыт 13 лет назад
Совсем узкий сегмент:
Приграничные округа потеряли более 90% бронетанковой техники, это, я думаю, оспаривать никто не будет.
Но почему тогда потери автомобильной техники за этот же период составляли не более 20%?
Всем спасибо...
Дополнен 13 лет назад
Млин, всегда найдётся дурной тролль, которому не на кого излить свою горечь за бесцельное существование.. .
Жаль.. .
А так всем +5 за участие..
Лучший ответ
Keyner Гений (70344) 13 лет назад
У К. Чуприна (зам. главного редактора "Огней Балакова" и печатается на военную тему в "Независимом военном обозрении") доводилось читать любопытные факты, опровергающие представление о РККА 1941 г. как об отсталой армии, пользовавшейся в основном тачанками. Ничего подобного, факты против. И вот у него приведены такие цифры.
"В РККА (без учета ВМФ, пограничных и внутренних войск НКВД) к началу Второй мировой числился 174 651 автомобиль, причем из этого количества 70% (122 187) принадлежали западным приграничным округам".
Т. е. количество автомобилей именно в западных приграничных округах было вполне себе достаточным. Телеги тут все же ни при чем. Тем не менее автомобильные потери несоизмеримы с потерями бронетанковой техники. И ну да, они таковы потому, что на танке барахло не вывезешь и сам в эвакуацию не побежишь, а автомобиль - идеальное средство для быстрого сматывания из района, внезапно ставшего фронтовым.
АК-47Высший разум (166474) 13 лет назад
Ну не только .Танки все таки участврвали в боях и ко свему прочему имели совсем небольшой ресурс хода и поэтому часто выходили строя. Далеко не все танки были подбиты .Большинство из них просто бросалось экипажами иза элементарных поломок двигателя ,трансмиссии ,электрики и тд .Если могли подрывали ,не могли -так бросали .Это касалось и немецких танков .Если это елико было возможно, танки как можно ближе к месту боя доставлялись по ж.д ,а бывало что и в специально для этого предназначенных грузовиках
Остальные ответы
фото с натуры Просветленный (41035) 13 лет назад
нак драпали наши профессиональные вояки с женами и детьми да с пожитками
Вячеслав Иванов Оракул (70482) 13 лет назад
Марк Солонин об этом писал в своей книге
Сергей МакаревичОракул (95641) 13 лет назад
Это понятно, что писал. Хотелось бы, чтобы люди задумались...
СССР-моя РодинаИскусственный Интеллект (358199) 13 лет назад
Евангелие от Марка:)) И чего писал?
Сергей Макаревич Оракул (95641) Ну. это менее бредово, нежели Коран от Махмута))) По любому...
Дмитрий Знаток (455) 13 лет назад
это в смысле сели и уехали? значит боев в приграничье не было ?
Сергей МакаревичОракул (95641) 13 лет назад
Ну, Ваше право интерпретировать так, как считаете нужным. Я просто привёл факт.
Объяснить сможете?
Igor-K Оракул (60715) 13 лет назад
Если Лукашенко развалил страну.... "Ксюша Ксюша, Ксюша, юбочка из плюша")) Они ичерез него продавали.
Птиса Фыва Просветленный (37014) 13 лет назад
Это значит, детей и жен отправили в тыл. А сами остались принимать бой.
Сергей МакаревичОракул (95641) 13 лет назад
Вы уверены, что остались? Тогда почему немцы за 1.5 месяца прошли от 370 до 520 км? Больше, чем во Франции за аналогичное время..
СССР-моя Родина Искусственный Интеллект (358199) А ты длину границы и плотности войск сравни во Франции и в СССР. И не будешь задавать наивных вопросов.
Алексей Искусственный Интеллект (175290) 13 лет назад
Я не военный, но ответ как мне кажется знаю. Дело в том что РККА к началу 2 мировой практически не имело военных грузовиков, мотоциклов, а легковой парк исчислялся единицами. Все это в подавляющем масштабе заменял гужевой транспорт. Непонятно правда по каким причинам, вероятно в связи с мнением Ворошилова и Буденова, - военных коринфов того момента. Поэтому взгляните в потери гужевые, и наверняка все встанет на место.
Сергей МакаревичОракул (95641) 13 лет назад
Нет, Лёша, машин было достаточно много. Как минимум, не меньше танков..
Алексей Искусственный Интеллект (175290) Нет, грузовики типа "полуторка" это было, но это были не военные машины, которые армия особо и не использовала. Проходимость их ограничивалась ранней осенью. По сводкам военной помощи в СССР было поставлено 100 % военных грузовиков, броневых машин и штабных машин. То есть военная промышленность СССР имела аховые пробелы к началу войны.
Valery BednevПрофи (686) 13 лет назад
Да будет вам известно, что у немцев доля гужевого транспорта была выше, чем у РККА.
Vadim Minin Мудрец (17656) 13 лет назад
Немцы наносили очень грамотные удары по скоплению бронетехники, авиабазам и складам с боеприпасами и снабжением. Автомобильная техника для противника представляет меньшую угрозу и как минимум в бою против танков не используется. Когда бронетехника гибла в первых боях На автомобильной технике осуществлялась спешная эвакуация.
Извини, я не в курсе точных данных. Я всего лишь высказал логическое предположение.
Сергей МакаревичОракул (95641) 13 лет назад
Совершенно логично. И немцы воевали весьма грамотно. Увы, к сожалению, причина всё же в другом. Первый ответивший несколько утрированно, но сказал правду... Потому как если посмотреть количество немецкой бомбардировочной авиации и количество наших аэродромов в приграничных округах, то вдруг видится, что физически на всё у немцев не хватает самолётов..
Потери начала войны весьма болезненная тема и вызывает массу споров.
Но если опять смотреть на цифирь, то оказывается, что нам лгали... К примеру, если поднять из архивов СБД № 35, 38 (сборник боевых документов),то выясняется, к примеру, что потери ВВС РККА 22 июня 246 машин, включая постовые и связные самолёты. Я не ошибся. 246 машин...
Сергей Макаревич Оракул (95641) Почтовые, пардон)))
Pulich Просветленный (25181) 13 лет назад
Интересный вопрос. :)
Предполагаю, что дело в предпочтениях. Вермахт ставил приоритетными цели такие как скопление военной техники и транспорт в виде бегущих в тыл беженцев в начале войны его интересовал мало. Кроме того, я думаю, что гужевого транспорта в РККА было на порядок больше, чем автомобильного, поэтому в пропорциональном соотношении вырисовывается такая картинка.
Сергей МакаревичОракул (95641) 13 лет назад
Рома, таки ответ на поверхности. Правильно ответил первый отвечающий..
Вполне логично предположить приоритетность, но ведь для того, чтобы наносить удары, необходима предварительная разведка целей, что достаточно напряжно... Посему бомбили либо транспортные узлы, либо склады в первую очередь. В воспоминаниях многих командиров колонны БТТ ходили сутками почти без потерь..
Много факторов, но потери БТТ никак на авиацию не завязаны..
Pulich Просветленный (25181) Не проблема, с моим ником не сразу вспомнишь имя ;) Ну что же, вполне логично. И отчасти я попал не в десятку, но в девятку так точно. :) Ты видел "Брестскую крепость"? Если да, то как тебе сия поделка?
Сергей МакаревичОракул (95641) 13 лет назад
Прости, конечно, Родион)))
Вадим СтарцевПросветленный (42898) 13 лет назад
С самолёта транспорт бегущих в тыл беженцев от транспорта, идущего в тыл за пополнением, боеприпасами и ГСМ, отличить невозможно, так что в случае чего бомбят их одинаково. Подозреваю, что потери гужевогго транспорта были тоже где-то в районе 20% ...
Pulich Просветленный (25181) Я говорил о предпочтениях связанных со скоплениями военной техники. Транспорт будь он гужевой или автомобильный военный или с беженцами интересовал с точки зрения цели в последнюю очередь.
juri mihhailov Просветленный (29574) 13 лет назад
Серёж прости я на компе ...не знаю руского и эсти
но во время 39-42 машины были их на ладоге утопили чуть не с мамай она в блокаду папала и в блокаду по ладоге шла пеша
а в 41 их эвакуировали в питер а там сама спосалась
ЕфимЫч Искусственный Интеллект (174886) 13 лет назад
Сергей, учитывая, что Россия страна с непредсказуемой историей, мсогу только предположить, что так посчитали.
Сергей МакаревичОракул (95641) 13 лет назад
Не, Андрюх, посчитали более-менее правильно...
Объяснили вот только, как обычно, через ж...
Ведь таких несостыковок масса. Например, коммунисты рассказывают о повальной технической неисправности, типа сгоревших фрикционов, и потому брошенных танках. Но вот после приказа, где были упомянуты эти сгоревшие, их число фактически исчезло из сводок... А если посмотреть по сторонам, то вдруг увидится, что чуть ранее при Халхин-Голе танки без потерь прошли 600 км за пару суток. По жаре и бездорожью. И в 45-м перешли через Хинган на тех же БТ-7. Без потерь 800 км по жаре и горам. при этом выпуск БТ-7 прекратился в 40 году. и эти машины не на заводе стояли, ожидая Хингана...
В общем, заглядывая в цифры, а не коммунистические байки, видишь очень много несоответствия (это ежели мягко сказать)
CatsTail Просветленный (38210) 13 лет назад
Уже ответили.. . Могу добавить: танк неповоротлив, на нем отступать в тыл трудно. Все это - в книге М. Солониа "22 июня"
Valery Bednev Профи (686) 13 лет назад
Потому как танки ходили в бой. А автомобили не приспособлены для участия в бою. Танки быстро вырабатывали ресурс и расходовали горючие. Автомобили позволяли вывозить гражданских и раненых, отрываясь от врага. Не думаю, что на всех драпали военные.
Сергей МакаревичОракул (95641) 13 лет назад
Логично. Но автомобили на марше - лакомый кусок, а с высоты в 500 м и на скорости от 300 не видно что везут машины - беженцев или б/п.
Что касается ресурса, то при Халхин-Голе танки без потерь прошли 600 км за пару суток. По жаре и бездорожью. И в 45-м перешли через Хинган на тех же БТ-7. Без потерь 800 км по жаре и горам. при этом выпуск БТ-7 прекратился в 40 году. и эти машины не на заводе стояли, ожидая Хингана...
Ну а приграничных танковых сражений я особых и не знаю, позволивших перемолоть такую массу современных танков(((
На самом деле грустно это... и во многом гнусно..
Понятно, что не на всех...
Valery Bednev Профи (686) Очень большая доля танков в приграничных округах имела высокий процент износа и малый ресурс. В начале войны два корпуса были брошены к финской границе, чтобы с другими войсками отодвинуть финнов подальше и при возможности овладеть сырьевыми районами. Так потери на марше и темп передвижения оказался сопоставим с немецкими танковыми подразделениями, которые продвигались с боями.
алексей брусницын Ученик (156) 13 лет назад
готовились к наступательной войне, Гитлер опередил
Карл Монари Просветленный (23046) 13 лет назад
Наверное потому что военной автотехники было значительно меньше танков и её берегли.
Сергей МакаревичОракул (95641) 13 лет назад
Не факт. "В РККА (без учета ВМФ, пограничных и внутренних войск НКВД) к началу Второй мировой числился 174 651 автомобиль, причем из этого количества 70% (122 187) принадлежали западным приграничным округам".
реалист Искусственный Интеллект (226947) 13 лет назад
Фактор внезапности и паника!!!
Сергей МакаревичОракул (95641) 13 лет назад
С первым не соглашусь, а вот со вторым вполне. Уже 19 июня по приграничным округам прошли директивы о приведении войск в боеготовность, рассредоточении и маскировке авиации и т.д..
К тому же, КБФ ничуть не боясь пресловутой провокации спокойно обстреливал немецкие самолёты-разведчики. Заметьте - никто не был наказан...
Алексей Козырев Просветленный (45979) Сергей, Кузнецов по своей инициативе, на свой страх и риск отдал приказ фактически о начале военных действий. Просто получил развединфу о том, что суда под немецкими флагами, не окончив погрузку, спешно вышли в море... Спасибо, что напомнили про противоречивые директивы о приведении войск в боеготовность и недопущении провокаций...
Владимир Бирашевич Искусственный Интеллект (133661) 13 лет назад
Так, вроде, всё логично. Бронетанковая техника - средство прямого участия в боестолкновении, а автомобильная техника - средство для перемещения людей и грузов.

Автотехники погибло бы ещё меньше, если бы в первые же дни войны немцы не овладели полностью воздухом и не имели возможности почти безнаказанно бомбить и расстреливать из пулемётов автоколонны.
Сергей МакаревичОракул (95641) 13 лет назад
Логично. Но вот где танковые сражения, где потеряны более 17 тыс танков?
А про овладевание воздухом - очередной миф... посмотри цифры потерь ВВС РККА в начале войны... Самолёты были там же, где и танки...
Владимир Бирашевич Искусственный Интеллект (133661) Так с бору по сосне вспоминается, прочтённое когда-то. 1. Много бронемашин было разукомплектовано и не применимо для реального боя. 2. Некоторые танковые части оказались с минимальным комплектом боезапаса и с минимальным запасом горючего. Причины этого - вопрос высокого ума руководства. 3. Порядочное количество таков были старыми плохозащищёнными и маломощными моделями со слабым вооружением. А вопрос воздуха, всё же, в первые дни войны, как я понимаю, немцы решили в свою пользу, разнеся наши самолёты прямо на аэродромах. О количестве потерь поговорить можно, но то, что они были более чем ощутимы - безспорно. Война началась с массированных авианалётов и было бы странно если бы часть их не была направлена на военные аэродромы.
Алексей Козырев Просветленный (45979) 13 лет назад
Это, Сергей, был хитроумный план заманивания противника на свою территорию, чтоб уж тут-то с ним разобраться по-свойски. Шутка.
Мало было тогда автотранспорта, мало… Для более полной картины, Сергей, корректнее было бы привести не только процентные потери, но и потери собственно в единицах автотехники. Многое стало бы понятно, даже без учета штатного транспорта с четырьмя копытами.
Генштаб поштучно полуторки подсчитывал в то время, как на Германию работала вся промышленность Центральной и Юго-Восточной Европы. Причем не первый год.
Мотострелковых частей в РККА в то время было – кот наплакал.
Свою роль также сыграла паника. А на чем удобнее уйти от обстрела? На автотранспорте.
Может, Сергей, задав вопрос, Вы сказали нечто новое в военной истории Отечества? Да как бы нет. Александр Бек. «Волоколамское шоссе» : цитата неточна, воспроизвожу по памяти: «У нас вдруг сразу обнаружилось множество «боязней» - танкобоязнь, самолетобоязнь, автоматчикобоязнь, боязнь окружения» . Еще фильм помню «Живые и мертвые» : «Вон их, «окруженцев» , в чувство тут привожу. А ты иди летай, ты мне в небе нужен, а не с винтовкой в руке» . Фильмы и книги, в которых все это приводилось – старые советские.
Кроме того, Вы упускаете из виду факт эвакуации объектов тяжпрома, которые тоже не на горбине надо было на Урал тащить. А до железной дороги надо все еще довезти на чем-то.
Паника? Да. Из отступающих частей Рокоссовский под Москвой собрал армию? Да. Все бежали? Нет. Если бы бежали все, то в начале августа немцы уже стояли бы в Горьком, готовясь к зимней кампании.
Срыв блицкрига, Сергей, это главный факт лета 1941 года, который позволяет, честно говоря, наплевать на завывания о процентах потерь автотехники.
Надо немножко акцентами аккуратнее оперировать, а то паника у Вас – на первом месте получается.
Поставьте себя на место автобатов и авторот… Четких указаний нет, бомбят периодически, информация, если есть, поступает противоречивая. В то же время ты ответственен за матчасть, и уходить, бросив всё, не имеешь права.
Странно, Сергей, что Вы вообще пошли в армию трусов и паникеров служить, отдав ей (насколько я помню) несколько десятков лет.
Сергей МакаревичОракул (95641) 13 лет назад
Могу привести, если настаиваете, вечером. Настаиваете? Поштучно Вы несколько загнули. Вот цифирь наличия, не считая мобресурсов (там действительно хрен что пришло): В РККА (без учета ВМФ, пограничных и внутренних войск НКВД) к началу Второй мировой числился 174 651 автомобиль, причем из этого количества 70% (122 187) принадлежали западным приграничным округам. Не надо про немцев, ладно: у них по штату лошадей было больше, чем в РККА. Воспоминания гудериана: у него в танковой группе было 256 (!) типов авто, реквизированных в Европе. Рембазу представляете? С паникой согласен.. Роль сыграли свежие части 2 эшелона наших войск, которых немцы, увы, перемололи.. Срыв - согласен. Но чем ещё можно объяснить такие дикие потери и такое количество пленных да дезертиров? Автороты - да, но при этом ответственности за танки не было? Странно получается: за АТТ ответственность есть, а за БТТ нет... При этом БТТ таки средство борьбы, а не вспомогательная техника.. А в 80-м много информации о войне?
Алексей Козырев Просветленный (45979) Сергей, извините, я Вам расставил ловушку, и Вы в нее попались... А в июне 1941 года много информации было у тех, кто "был в автороте"? Может, "посильнев" задним умом, они бы тоже поняли, как надо воевать...
СССР-моя Родина Искусственный Интеллект (358199) 13 лет назад
На грузовиках в бой не ходят. Грузовой автотранспорт используется для подвоза мат. обеспечения и бойцов. В случае угрозы окружения проще отправить в тыл грузовики с ранеными, штабами, и проч. , чем танки пушки .
Потому и такие пропорции.

Хотя особо одаренные мозгом предполагают, что это жидокоммисары захватили все грузовики и тупо бежали.
Сергей МакаревичОракул (95641) 13 лет назад
Сергей, доля логики в Ваших рассуждениях есть. Но ведь атт служит не только для увоза, но и для подвоза.. В голове не сильно укладывется, что танки вот пострадали, а машины нет..
Возможны ведь иные объяснения?
А почему надо обязательно скандализировать тему? Можно покорректнее? Буду признателен...
pathfinder Искусственный Интеллект (153162) 13 лет назад
Гражданский транспорт не был первой целью немецкого удара, а также не принимал основного участия в обороне. ТТХ не позволяло его эффективно использовать.
Он был задействован для эвакуации. Как и во всех планах - до сих пор - при начале военных действий.
Сергей МакаревичОракул (95641) 13 лет назад
Согласен. Но я уже писал на сию тему в комментах, если интересно - гляньте, дабы не повторяться...
Похожие вопросы