Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

ПОМОГИТЕ!.. Каковы художественные особенности "сказок"М. Е. Салтыкова-Щедрина?.. очень срочно!. . очень срочно!..

Недоступна Ученик (152), закрыт 13 лет назад
Лучший ответ
******** Гуру (2736) 13 лет назад
Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) .

М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д. ) пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть («Медведь на воеводстве») , господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» , «Дикий помещик») , страх как основа рабской психологии («Премудрый пескарь») , каторжный труд («Коняга» ) и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий.

Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала...» , «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...» ; присказки («по щучьему велению» , «ни в сказке сказать, ни пером описать») ; характерные для народной речи обороты («думал-думал» , «сказано — сделано») ; приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия. Преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик» , как кошка, в один миг взбирается на дерево; мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове» ; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика» . Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества.

Отличие: переплетение фантастического с реальным и даже исторически достоверным. «Медведь на воеводстве» : среди действующих лиц — зверей вдруг появляется образ Магницкого, известного в русской истории реакционера: еще до начала появления Топтыгина в лесу были уничтожены Магницким все типографии, студенты отданы в солдаты, академики заточены. В сказке «Дикий помещик» герой постепенно деградирует, превращаясь в животное. Невероятная история героя во многом объясняется тем, что он читал газету «Весть» и следовал ее советам. Салтыков-Щедрин одновременно соблюдает форму народной сказки и разрушает ее. Волшебное в сказках Салтыкова-Щедрина объясняется реальным, читателю не удается уйти от действительности, которая постоянно чувствуется за образами зверей, фантастическими событиями. Сказочные формы позволяли Салтыкову-Щедрину по-новому представить близкие ему идеи, показать или высмеять общественные недостатки.

Сказка «Дикий помещик» — помещик ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки, совершенно одичал. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убежден в том, что народ — созидатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства.

«Премудрый пескарь» — образ до смерти перепуганного обывателя, который «все только распосты-лую жизнь свою бережет» . Может ли быть для человека смыслом жизни лозунг — «выжить и щуке в хайло не попасть» .

Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается тип труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни. Вообще автор предстает в сказке сразу в двух лицах: народный сказитель, простачок-балагур и одновременно человек, умудренный жизненным опытом, писательмыслитель, гражданин. В описании жизни животного царства с присущими ему деталями вкрапливаются детали реальной жизни людей. В языке сказки сочетаются сказочные слова и обороты, разговорный язык третьего сословия и публицистический язык того времени.
Остальные ответы
Елена Фирсова Ученик (146) 7 лет назад
1. Начало рассказа с " жили-были" и т. п.
2. Необычайное место действия
3. Присутствие большого количества метафор и гипербол ( преувеличений)
Кустофа Джалилова Ученик (106) 6 лет назад
Жили были дед с бабкой и не только на себя ответственность за нарушение правил дорожного движения и я не знаю почему так много
Похожие вопросы